С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятием «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.
В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».
Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Поэтому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры, направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.
Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной игрушке, той, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка и его личностному и нравственно-духовному росту, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив, провоцирует многообразие стратегий поведения. Это все так называемые архетипические игрушки – конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палка и пр. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в игрушку народную.
Другие статьи:
Отражение элементов географического прогнозирования в
программно-методическом обеспечении курса «География России»
С целью определения возможностей интенсификации экологической подготовки школьников одной из основных задач воспитания подрастающего поколения является формирование географического мышления, которое проходит через призму множества подходов – комплексного, ист ...
Методика подготовки и проведения клубного дня
Клубный день - специально организованное массовое мероприятие для учащихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса. Содержанием клубного дня может стать интересная и необхо ...