По мысли М.М. Бахтина, диалогизм является «формой взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями». В самом общем смысле диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон (голосов, смыслов, точек зрения, сознаний). Диалог всегда согласие - несогласие, понимание - непонимание, слияние - разъединение. Множество голосов, их сложное взаимодействие и в результате рождение нового голоса делают диалог в принципе бесконечным, незавершенным.
В первом классе учебный диалог начинается с погружения в сознание ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика и вместе с тем обнаруживаются границы ее применения.
Возражая культурологическим собеседникам, первоклассник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. Учитель в учебном диалоге:
1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;
2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;
3) помогает детям оформить свою мысль о предмете. «Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке - образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость а начало личностного мышления».
Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.п. Все сказанное лишь еще раз подтверждает значимость диалога в активизации познавательной деятельности учащихся и необходимость большего применения диалогового обучения в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе.
Другие статьи:
Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности
дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
Исследования проводились в течение 6 месяцев в г. Тирасполе, в МДОУ №18, в старшей группе. В эксперименте участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет. Исследовательская работа строилась на следующем научном предположении: Конструирование из бумаги, как вид ...
Проблемы, связанные с переходным периодом детей младшего школьного возраста
«детский сад- школа»
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности — затруднения в уч ...