Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие и сопереживание.
Нормативный аспект содержания экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.
Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать.
Освоение познавательных, ценностных, нормативных аспектов содержания экологического образования предполагает вовлечение в разнообразную деятельность, что обеспечивает достижение обучающего, воспитывающего и развивающего эффектов экологического образования; формирование экологической ответственности.
Изучение природы включено почти во все учебные предметы объединяют их общность цели и общие исходные принципы построения учебных программ, учебников, а в частности сезонный и краеведческий.
Задачи экологического образования в начальной школе:
· первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».
· вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.
· третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.
На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи, и показывается, в какой помощи со стороны человека природа нуждается. Организуется практическое участие детей в охране природы.
Важнейшими условиями формирования ответственного отношения к природе является обеспечение взаимосвязей содержания экологического образования и воспитания; активизация разнообразной деятельности учащихся по изучению и охране природы: мобилизация всего педагогического коллектива на решение задач экологического воспитания.
Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся.
Другие статьи:
Проблема межкультурной коммуникации в
обучении иностранным языкам
Преподавание иностранных языков в России переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, тяжелейший и сложнейший период коренной перестройки, переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов, материалов и т.п. Новое время, новые условия потре ...
Средства формирования словесно-логического мышления успевающих и
слабоуспевающих студентов
В психолого-педагогической литературе много работ, направленных на выявление условий и методов обучения, оказывающих наибольшее влияние на развитие словесно-логического мышления студентов в учебном процессе. При этом предполагалось, что усвоение студентами зн ...