Ускорение темпов научно-технического прогресса в наше время характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием человечества на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим утилитарным, потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб.
В начале ХХI века человечество оказалось на пороге экологического кризиса. Нарастающий экологический кризис, в свою очередь, оказывает резко отрицательное влияние на общественное развитие, на экономику и культуру.
В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. Основой нравственного воспитания и образования человека становятся, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. В этой связи экологическое образование школьников приобретают приоритетное значение.
Под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Целью экологического образования является формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем начало экологической культуры.
Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды. Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Дети убеждаются в единстве и разнообразии природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.
Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал К.Д.Ушинский - зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...».
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес и любовь к природе, воспитывает бережное отношение к ней. Кроме того, многие личные качества школьников могут формироваться на экскурсиях, так как именно здесь дети проявляют черты своего характера особенно ярко. На экскурсиях учитель еще раз обогащает внимание на воспитание у детей дисциплинированности, доброжелательности, внимания к слабым, взаимопомощи и аккуратности
В.А. Сухомлинский утверждал: «Детей нужно через красивое подводить к человечному. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья зимой покрываются белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры, - все это они должны пережить как радость, как полноту своей духовной жизни».
Роль экскурсий в обучении младших школьников трудно переоценить. З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева отмечают, что экскурсии очень важны для развития детей младшего школьного возраста, так как «предметы не изолированы от окружающей среды, а находятся непосредственно в этой среде, поэтому учащиеся могут полнее и глубже изучать связь между организмами и окружающей средой».
В.П. Вахтеров, раскрывая позиции предметного метода обучения, подчеркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создает условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки».
Проблемы методики обучения, внедрения новых форм и средств экологического воспитания и образования именно для категории младших школьников стоят особенно остро. При анализе учебных планов можно отметить, что экскурсии занимают незначительное место в системе образования младших школьников, что связано с излишней теоретизацией образования, в т.ч. экологического. Таким образом, актуальность проблемы послужила причиной для выбора темы нашего исследования.
Правильный выбор и сочетание различных форм экскурсий позволяет разнообразить уроки естествознания и повысить качество обучения. Но в последнее время всё острее становится противоречие между большими требованиями программы и однообразными уроками по естествознанию. Это и послужило основанием для выбора темы исследований.
Объект исследования – процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования – особенности использования экскурсии в процессе экологического образования младших школьников.
Цель исследования – обосновать возможность использования экскурсии для повышения эффективности экологического образования младших школьников.
Задачи исследования
Рассмотреть понятие экскурсии и выделить ее методические особенности как формы экологического образования;
Выявить изменение уровня экологической культуры у детей младшего школьного возраста при использовании экскурсии;
Обосновать возможность использования экскурсии в интересах повышения эффективности экологического образования младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в выдвижении предположения о том, что методически грамотное проведение экскурсии способствует повышению уровня экологического образования и эффективности обучения младших школьников.
Исходя из поставленных задач, при выполнении исследования были использованы следующие методы исследования:
Анализ педагогической литературы по проблеме использования экскурсий в процессе экологического образования;
Анкетирование учащихся с целью выявления изменение уровня экологических культуры у детей младшего школьного возраста при использовании экскурсии в процессе экологического образования;
Опытно-практическая работа по теме исследования.
Другие статьи:
Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Контроль результатов обучения — важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты, цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с друг ...
Сказка. Виды сказок
Впервые ребенок сталкивается со сказкой в возрасте от 1 до 1, 5 лет, именно в это время каждый взрослый в семье становиться сказителем. При этом взрослые не просто рассказывают сказки, а вспоминают сказки из своего детства, которые в свою очередь им рассказыв ...