Педагогика является развитой самостоятельной наукой, имеет ограниченную область исследования. Она не может существовать без связи с другими науками. Так как объектом воспитательной деятельность является человек, педагогика тесно связана с науками, которые изучают человека:
- общественные науки – человека как члена общества;
- биологические науки – человека как продукта биологической эволюции;
- психологические науки – человека как мыслящее существо с его психическим внутренним миром.
Теперь рассмотрим связь педагогики с общественными науками подробнее.
Из общественных наук, которые помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, педагогика связана с философией тесным образом. Философия – методологическая основа педагогики, способствующая осмыслению целей воспитания и образования.
Перечислим общие вопросы и проблемы педагогики и философии:
- проблемы цели воспитания;
- проблемы формирования мировоззрения;
- взаимосвязь коллектива и личности;
- гносеологические проблемы, которые связаны с разработкой теории познания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Этики и эстетика – области философии, помогают решению таких педагогических задач, как нравственное и эстетическое воспитание, формирование научного мировоззрения.
Социология исследует основные пути развития групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, положения человека в обществе, а также воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология образовалась на стыке педагогики и социологии. Она осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретных задачах воспитания, решение которых осуществляется совместно со школой, семьей и общественностью.
Педагогика связана с такой областью экономики, как экономика образования, т.к. высокий уровень образования является важным условием повышения производительности труда. Экономика образования помогает в решении следующих педагогических задач:
- определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;
- определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;
- определение затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и др.
Для того, чтобы решить эти задачи, педагогика и экономика опираются на демографические данные. Демография исследует проблемы народонаселения: рождаемость, смертность, миграции. Без демографических данных невозможно решить вопросы строительства и размещения школ, а также подготовки учителей.
Биологические науки являются естественнонаучной базой педагогики. Здесь педагогика опирается на работы великих русских физиологов: И.П.Павлова и И.М.Сеченова, которые отражают вопросы сигнальных систем (первой и второй), нервно-психического развития человека, рефлекторной деятельности, развития и функционирования органов чувств и т.д.
Возрастная физиология (наука об особенностях строения и функционирования организма человека) и школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе) играют большое значение в решении вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха.
Появилась коррекционная педагогика (разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у него дефекты) – связь педагогики с медициной. Цель коррекционной педагогики – образование детей с отклонениями в развитии.
Психологические науки, изучающие закономерности развития психики человека, имеют особое для педагогики. Педагогика использует психологические методы исследования для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.
Также педагогика связана с кибернетикой, изучающей управление сложными динамическими системами, используя данные кибернетики, педагогика разрабатывает новые формы образовательных процессов (например, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Связь педагогики с этнографией и фольклористикой сформировала особую отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
Исходя из этого, можно сделать вывод: педагогика является частью общей культуры человека; разрабатываемые концепции образования, воспитания и обучения имеют научную и общекультурную ценность.
Другие статьи:
Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования
методической системы повышения квалификации
По определению, данному в философском энциклопедическом словаре, «условие - то, от чего зависит нечто другое (обуславиваемое), существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления» . Такая интер ...
Способы создания творческих образов
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы н ...