Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса

Педагогика » Проблема гуманизации школьного образования » Роль психолога в гуманизации целостного педагогического процесса

Страница 1

Психологу более чем другим членам педколлектива свойственна роль защитника. Защитить ребенка от “педалирования” его возможностей и способностей от неразумной перегрузки его ума, памяти, чувств и эмоций, от чрезмерных притязаний родителей и смещенной каузальной атрибуции педагогов - одна из главных задач психолога.

Анализ школьной практики показывает, что главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях:

· недооценка воспитательных возможностей современной семьи

· недооценка ее кризисного состояния, вызванного сменой семейных устоев.

Задача психолога заключается, прежде всего, в том, чтобы повлиять на изменение установок педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль домашней академии”, а родителям - функции главных воспитателей.

Психологическая служба образования сегодня - это скорая помощь, которая помогает психологически выжить и преодолеть негативное воздействие экзогенных и эндогенных факторов на развитие, становление и самореализацию личности. Ее деятельность в основном базируется на симптоматическом и этимологическом принципах.

Психологическая служба образования завтрашнего дня - это служба психологического сопровождения развития личности, работающая в зоне ближайшего развития не только ребенка, учителя, студента и преподавателя, но и учреждения, системы образования в целом. Основные ее принципы - принцип развития и гуманизации.

Приоритетными задачами деятельности психологов образования являются следующие:

· использование интеллектуального потенциала и морального авторитета профессиональных психологов для активного распространения гуманистических ценностей в образовании;

· приоритетная ориентация профессиональной деятельности психологов на защиту прав и достоинства каждой личности, в том числе права на уважение, достойное существование, развитие, образование, творческую деятельность и психологическую безопасность;

· реализация главной цели психологической службы образования - психическое здоровье обучаемых и обучающих, основу которого составляет полноценное психическое развитие;

· развитие индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса - их способностей, интересов, склонностей, чувств и т.д.

· создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении образования, определяемом организацией оптимального общения и созданием для каждой личности на всех этапах ее развития ситуации успеха;

· ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений и психическом, психофизическом и личностном развитии детей;

· переход от эпизодов психологической помощи к психологическому сопровождению развития личности в образовательно-воспитательной системе и психологической поддержке педагогического процесса;

· разработка и внедрение региональных и авторских моделей психологической службы, ориентированных на специфику социокультурных и психолого-педагогических условий;

· разработка инвариантной (федеральный) и вариативной (региональный, школьный) частей планирования деятельности психолога образования;

· выработка региональных стандартов психического, психофизического и личностного развития детей, подростков и молодежи.

Для реализации поставленных задач необходима работа по созданию следующих условий:

· дальнейшее повышение статуса практического психолога в учреждениях образования, внедрение психологической службы во все звенья образования, особенно высшую школу;

· создание условий для качественного инструментального обеспечения профессиональной деятельности психолога;

· создание единой системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации, сертификации психологов образования;

· сотрудничество и преемственность в деятельности между различными структурами психологической службы в образовании;

· объединение в единой структуре психологической службы специалистов "помогающих" профессий в целях комплексной поддержки развивающейся личности;

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку
Работа педагога всегда очень сложный процесс. И в настоящее время, когда престиж все торговые падает значительно усложняет. В сфере искусства круг проблем, стоящих перед учителем, особенно широк, отсюда есть особой сложности нашей торговли. Вся наша деятельно ...

Раскройте дидактические требования к современному курсу ОБЖ
Основной и ведущей формой обучения является урок. По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения — воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и учащихся, в результате кот ...

Разделы