1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных.
Игра «Назвать слово как можно быстрее».
Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется).
Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
Игра «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Детям раздаются картинки:
свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца);
стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево);
бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова).
У каждого ребенка по 2—3 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
среди имен существительных:
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.
Зима, апрель, весна, лето, осень.
Мама, подруга, папа, сын, бабушка.
Море, озеро, река, мост, пруд.
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник.
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр.
Молоток, топор, ложка, пила, клещи.
Сыр, булка, мороженое, масло, творог.
Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Дом, сарай, изба, хижина, здание.
Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь.
Кисточка, карандаш, лист, краски, картина.
Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан.
Месяц, день, год, небо, час.
Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога.
Молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.
Минута, секунда, час, вечер, сутки.
Град, зима, дождь, снег.
Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:
а) для прикрепления бумаги к доске;
б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
в) провести круг на бумаге;
г) положить на стол и т. д.
В качестве исходных предлагаются следующие слова:
гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.
Игра «Придумай, о чем может идти речь?»
Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист.
Варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;
д) о том, как кота щекотали листом;
е) о том, как кота завернули в лист бумаги;
ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота,
и т. д.
Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов:
рак и мост,
таз и коса,
мак и плащ,
школа и сухари,
сок и река,
нос и бусы,
бык и мышь
люк и дыня,
мох и белка,
боб и аист.
Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ.
Ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород.
Яблоко — (забор, сад, груша).
Часы — время.
Градусник — (кровать, температура, окно).
Машина — мотор.
Лодка — (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть.
Пол — (мебель, доска, ковер).
Молоток — гвоздь.
Нож — (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань.
Дом — (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево.
Булка — (стол, зерно, нож).
Другие статьи:
Научно-исследовательская деятельность ВУза
Современная образовательная система претерпевает значительные изменения в условиях активных социальных и демографических процессов в российском обществе. Усиление борьбы за потенциальных пользователей образовательными услугами, конкуренция среди образовательн ...
Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...