Программа дает возможность решать не только задачи, представленные в учебнике, но и задачи, необходимые для всестороннего развития личности. Так как задач экологического содержания в учебниках не достаточно, например, в 3 классе они составляют всего 7% от всех задач, но это непосредственная возможность заполнить «пробелы»: составлять самим и решать задачи на экологическую тему.
В основном, задачи адресованы разделу «Эта удивительная природа» («Окружающий мир» А.А. Плешакова 3класс). Некоторые задачи имеют такие темы, как «Охрана растений», Охрана животных». Например, такая задача: «Для изготовления пяти одинаковых скворечников потребовалось изготовить 20 прямоугольных и 10 квадратных дощечек. Сколько дощечек потребуется для одного скворечника?» может сопровождаться беседой о птицах, занесенных в «Красную книгу» и цитатой из учебника «Окружающий мир»: «Будем подкармливать птиц зимой, а летом, с помощью взрослых, делать для них домики».
Так же встречаются задачи из раздела «Мы и наше здоровье» на тему «Здоровый образ жизни». Например такая задача: «Соревновались в плавание 12 учеников, в беге на 6 учеников больше, чем в плавании, а в гимнастике в 2 раза меньше чем в беге».
В программе по математике начальных классов Н. Б. Истоминой, методика бучения решению текстовых задач направлена на формирование у учащихся обобщенных умений: читать задание, выделять условие и вопрос, известные и неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь условия с вопросом, выявлять содержащиеся в тексте математические понятия и отношения. На этой основе предлагается выбрать арифметические действия, выполнение которых позволяет ответить на вопрос задачи.
В соответствие с этой методикой обучающиеся знакомятся с текстовыми задачами только после того, как у них сформированы знания, умения и навыки необходимые для овладения обобщенными умениями решать текстовые задачи. В их число входят:
а) навыки чтения;
б) усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношения «больше на», «меньше на», разностного сравнения;
в) приобретение опыта конкретных, вербальных, схематических моделей;
г) сформированость умственной деятельности.
Что касается решения задач на экологическую тему, то при тщательном изучении учебников начальной школы можно заметить, что такие задачи встречаются редко. Например, в учебнике 3 класса задача с экологическим содержанием находится в единственном числе, это задача на тему «Охраны растений». В учебнике представлена такая задача: «Если каждый ученик класса посадит по два дерева, то вместе они посадят сорок деревьев. Сколько деревьев должен посадить каждый ученик, чтобы их было 80?», которая будет сопровождаться такими вопросами: «Для чего дети сажают деревья?», «Чем это полезно для природы и для нас?» и т. п. В конце учебника есть раздел «Проверь себя! Как ты умеешь решать задачи?», на основе которого можно предложить заранее запланированные учителем задачи, соответственно с экологическим уклоном.
Из вышеперечисленного следует вывод, что авторы программ не уделяют должного внимания задачам с экологическим содержанием. И для того, чтобы развивать нравственное, бережное отношение детей к природе, любовь, сопереживание, жалость и воспитание чувства ответственности за будущее нашей планеты учителю придется самостоятельно готовить задачи и необходимую информацию экологического содержания.
Другие статьи:
Состояние готовности к школе у разных учеников
Среди социальных причин особое место занимает готовность ребёнка к обучению в школе. Поступление ребёнка в школу резко изменяет всю его жизнь. Ребёнок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достич ...
Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях ак ...