Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

Педагогика » Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков "Изобразительное искусство" » Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста

Страница 2

Таким образом, проанализировав задачи школы, деятельность детей, учебную программу «Изобразительное искусство», мы сделали вывод о том, что эстетическому воспитанию школьников уделяется очень большое внимание. К такому выводу мы пришли, исходя из анализа задач, поставленных школой на учебный год, где наряду с развитием способностей, реализацией творческого потенциала детей, с активизацией деятельности по укреплению института семьи и др. школа уделяет внимание и развитию эстетических качеств личности, что является немаловажным. Предмет «Изобразительное искусство» также решает задачи, связанные с эстетически-нравственным развитием личности, и одно из первых мест по решению этой важной задачи занимает декоративно-прикладная деятельность, с помощью которой также реализуется задача по развитию представлений о национальном своеобразии родной культуры.

Наша исследовательская работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный. В ходе подготовительного этапа исследовательской работы было сделано следующее:

1.Проанализирована учебная программа по курсу «Изобразительное искусство».

2. Проведена беседа с учителем по предмету «Изобразительное искусство» и проанализирована его работа.

3. Подготовлены анкеты.

4. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен с помощью учителя урок по расширению знаний младших школьников о народном декоративно-прикладном искусстве.

Основным методом исследовательской работы был эксперимент.

Цель этого этапа - выявить возможности средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок (Приложение 1) по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Основной образовательной задачей урока было расширение понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве. Воспитательной задачей стало воспитание художественного вкуса. Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.

Перед уроком детям было предложено подготовить фрагменты литературных произведений, связанных с белорусскими мастерами и орнаментом. Кроме того, мы попросили принести картинки изделий (по возможности сами изделия) с белорусским орнаментом для выставки на уроке. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.

За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили иллюстрации, фотографии и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.

Урок проходил в форме урока-сказки «Узоры Зари-Зарницы», что создало дополнительный эмоциональный настрой.

Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали иллюстрации, фотографии и сами изделия белорусских мастеров, рассказывали стихотворения, усваивали принципы построения орнамента и последовательности его выполнения, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов, с большим интересом играли в командную игру «Составь узор». Скучать было некогда.

Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок, никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком.Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания.

Таким образом, подготовленный нами урок явился очень действенным. О его результатах мы расскажем в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Труд в системе профессионального воспитания старшеклассников
На современном этапе трудовое воспитание молодого поколения связано с участием школьников в сфере материального производства, где имеется возможность накопления ими социального опыта, расширения кругозора, воспитания нравственной и гражданской зрелости. Приме ...

Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точ ...

Разделы