Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Страница 5

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми. В их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности – только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям. И игре между детьми складываются два плана отношений: ролевые отношения и отношения товарищеские (как партнеров по игре). Последние проявляются в договоре играть, в обсуждении замысла и его реализации, в помощи и сотрудничестве, в разрешении трудностей, возникших по ходу игры и т.д.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, ребенок, реализуя тенденцию активного вхождения в жизнь, в игре берет на себя различные роли. Роль является единицей, центральным моментом игры. Ребенок, взяв на себя роль взрослого человека, воспроизводит его деятельность обобщенно, в символическом виде.

Роли выделяются детьми по ходу развития игры, на них строятся взаимоотношения, дети строго следят за их соблюдением в игре. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка и др.), или воспитательные (няня, воспитатель в детском саду).

Следующий компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так как требуют правила, В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий.

Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий в сюжетно – ролевой игре дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Во взаимоотношениях детей в игре формируется и закрепляется вся гамма поведенческих реакций и эмоций, сопровождающая межличностные взаимоотношения. В игре происходит рождение смыслов человеческих действии, а смысл человеческих действий, в свою очередь, рождается из отношения к другому человеку.

Большое значение в успешности освоения ребенком смыслового и качественного содержания человеческих действий в ходе игры имеет его активность в игре, – качественные и количественные характеристики взаимодействия ребенка-дошкольника с партнерами но игре, исходящие из его собственной инициативы.

В, М. Астапов характеризует игpoвую активность как меру взаимодействия субъекта игровой деятельности, т.е. ребенка с партнерами по игре, исходящего из его собственной инициативы. Он предлагаем следующие характеристики детей с высокой и низкой активностью в сюжетно-ролевой игре.

Высокоактивный ребенок включается в обсуждение замысла игры, учитывает точку зрения партнера, достигая при этом общего решения. Перед игрой дети намечают общин план, во время игры ребенок может включать в нее новые идеи и образы. Принимает активное участие в совместном построении и творческом развитии сюжета игры. Роль ребенком осознает, сохраняется на протяжении всей игры, при этом воспроизводятся им индивидуальные особенности, характерные для конкретного человека. Роль выбирается и реализуется в соответствии с полом. Игровые действия ребенка побуждаются образом изображаемого персонажа. Ребенок осознает, что соблюдение правил является условием реализации роли. Свои действия он координирует с действиями партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Мотивация достижений
В первой половине XX столетия в зарубежной психологии господствовали психоналатические взгляды относительно мотивации достижения, согласно которым основные мотивы человека формируются в раннем детстве. Например, мотивация достижения (выражающаяся в стремлении ...

Профессиональная компетентность учителя технологии
Учителями технологии были выделены: 1. Предметно-методологическая компетентность: знания в области преподаваемого предмета, в межпредметных связях (технология, информатика, биология, химия, физика, история и др.); владение методиками преподавания предмета. 2. ...

Разделы