Д.В. Менджерицкая (1946) расширяет перечень особенностей детской игры, указывая ряд новых: во-первых, развитие использования детьми различных предметов в игре, которое при замене реального предмета игровым идет от отдаленного сходства ко все большей требовательности в отношении сходства; во-вторых, сглаживание с возрастом противоречий между придумыванием сюжета и возможностью его реализации; в-третьих, развитие сюжета, которое идет oт изображения внешней стороны явлений к передаче их смысла; в-четвертых, появление в старшем возрасте плана хотя схематичного и неточного, подающего перспективу и уточняющего действия каждого участника игры; в-пятых, усиление и одновременно изменение роли организаторов игры к старшему возрасту.
Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. По данным Эльконина Д.Б. и Усовой Л.П., дети могут усвоить основные способы игры и начинают пользоваться ими самостоятельно, без прямого действия взрослых к 4–5 годам. Тогда игра становится формой детской самостоятельной жизни .
Многими исследователями доказано, что и игра социальна по своему происхождению, поэтому столь важны сюжетные игры и ее содержание в целом – этическое (прежде всего), интеллектуальное, художественное, а также особенности двигательной активности. При этом существенно значимы характер и содержание взаимоотношений детей как товарищей, членов игрового сообщества.
Типичным для игр (особенно сюжетно-ролевых) является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком и реальных отношений детей, как партнеров по совместной деятельности. В исследованиях, посвященных сюжетно-ролевой игре, определяется ряд направлении.
Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место в значительной мере и сейчас. Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют.
Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет. Только тогда наиболее успешно осуществляется педагогическая функция взрослого. Наблюдения убеждают, сколь высоко ценят, даже малыши – дошкольники, такого рода «невмешательство», с какой радостью играют, как хорошо принимают советы взрослого, его прямое или косвенное участие в играх.
Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение (и помогающие ему в этом). Игра, по ее данным, возникающая на основе нравственного ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в ходе игры, но и (в значительной мере) в повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для них игровой образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой, т.е. дети выражают свое отношение к нему; комбинируют имеющиеся представления, искренне переживают изображаемые события. Экспериментатор (воспитатель) получает возможность использовать такое стремление ребенка и вне игры, в процессе общения с ним в повседневной жизни: напоминают ему. каким внимательным, вежливым доктором он был во время игры в больницу или каким он был смелым, справедливым капитаном, когда играли в путешествие на пароходе.
Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются детьми в игре и определенным образом влияют на детские взаимоотношения вне игры, если педагог, экспериментатор проводит аналогичную работу со своими воспитанниками по завершении игры: организуем беседы, наблюдения, чтение сказок, рассказов, рассматривание рисунков, иллюстраций к книгам и др. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте. Тем не менее, предпосылки становления перовой деятельности можно наблюдать в младшем дошкольном возрасте. Теория игры в плане выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывалась Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и др.
Другие статьи:
Соответствие
учителя педагогической деятельности
В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый — это предрасположенность к педагогической деятельности (и пр ...
Особенности педагогической деятельности в начальной школе в США
Американские педагоги и родители голосуют за альтернативное образование, в котором отсутствуют рутина и стандартизация, а на первое место выходит внедрение педагогических новаций, которые ориентированы на самореализацию активной, творческой личности и на сотр ...