Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей
Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции "О правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.
В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.
Основная идея Конвенции, состоящей из 54 статей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных; закрепляется право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.
Она расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, касаясь вопроса о детях меньшинств и коренных групп населения, затрагивая проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации; дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения.
Таким образом, все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.
Государства-участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:
а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
Другие статьи:
Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении
Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности – по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения, от ...
Основные пути и условия формирования нравственных
представлений у дошкольников с ОНР
Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан ...