г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;
д) на воспитание уважения к окружающей природе.
Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" - основа социально-правового и педагогического механизмов по защите детей
Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, подписала и ратифицировала Конвенцию "О правах ребенка" в 1990 году. Став участником Конвенции, Беларусь заявила международному сообществу о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствии с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания в стране достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации.
Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" принят 19 ноября 1993 года. Он аккумулировал основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". В 2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чего появились новые статьи (например, "Право на бесплатный проезд", "Защита ребенком своих прав и интересов", "Право на имя" и др.). В настоящее время закон насчитывает 37 статей.
В преамбуле подчеркивается, что Республика Беларусь признает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированную государством и обществом защиту детства, семьи, материнства нынешнего и будущих поколений. Уникальность этого закона заключается в том, что он формирует в общественном сознании отношение к ребенку как к автономной личности, которая родилась не для власти над ней, а для личного счастья, для проявления своей индивидуальности.
Закон определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, морального и душевного здоровья. Особенная забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или оказались в неблагоприятных условиях. Для реализации прав детей определены органы защиты прав детей: местные исполнительные и распорядительные органы, прокуратура, суд и др. Координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций по реализации положений Закона возложена на Министерство образования.
Ключевыми являются положения, которые предусматривают равноправие детей, наличие у детей таких неотъемлемых прав как право на жизнь, право на укрепление и охрану здоровья, право на достойный образ жизни, право на гражданство, право на защиту чести и достоинства ребенка, право на защиту от физического и психического насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия и эксплуатации, грубого обращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, наркотическим средствам, принуждению и занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми. Закон закрепляет право ребенка на проживание в семье: среди биологических родителей, в приемной семье, в детском доме, в доме семейного типа и др. В 14 статье Закона предусмотрена ответственность семьи, родителей за воспитание детей. Определены государственные подходы по защите прав детей, которые остались без родительской опеки, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, детей-беженцев, которые пострадали от военных действий, стихийных бедствий, аварий, катастроф, детей при привлечении к уголовной ответственности.
Другие статьи:
План проведения мероприятия «День зашиты детей»
«День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. Проводится в конце апреля - начале мая с целью закрепления учащимися практических навыков и углубления знаний по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Система мероприятий «Дня ...
Урок – основная форма обучения биологии
Основной формой организации процесса обучения биологии является урок. Его построение и методы проведения – главнейшая проблема методики обучения. Вся учебно-воспитательная система, весь комплекс сложных компонентов содержания, методов воспитания реализуется в ...