E-mail, или электронная почта — средство электронных коммуникаций, обеспечивающее передачу текстовых, графических и др. сообщений независимо от расстояния и позволяет пользователям работать асинхронно, т.е. в удобное для себя время в асинхронном (продолженном, офлайн) масштабе времени.
UseNet, или система телеконференций — обеспечивает обмен данными между пользователями Интернета по определённым темам и в зависимости от регионального расположения. Сегодня UseNet ― это тысячи news-групп (групп новостей), содержащих статьи на раз-личные темы, и миллионы пользователей и участников новостных рассылок, обменивающихся информацией по разным вопросам.
TelNet (взаимодействие с другим компьютером) — широко применяемая технология, позволяющая работать в режиме «эмуляции удалённого терминала», обеспечивающая возможность работы с удаленным компьютером и использования его ресурсов по стандартным протоколам Интернета. Несмотря на интенсивный перенос многих ресурсов на Web-серверы, большое количество локальных баз данных библиотек американских и европейских университетов, правительственных учреждений и международных организаций имеют сегодня доступ только через TelNet.
Internet Relay Chat (IRC) — позволяет общаться одновременно множеству пользователей в режиме реального времени посредством коротких текстовых сообщений и передавать файлы по IRC-каналам. Сети IRC представляют собой группы серверов, связывающихся между собой по протоколам Интернета, что позволяет осуществлять сеансы передачи данных по всему миру .
IP-телефония, или интернет-телефония — подразумевает организацию обмена аудио- и видеоданными в режиме реального времени и проведение аудио- и видеоконференций с помощью IP-сетей (в т.ч. Интернета), что значительно удешевляет стоимость подобного общения на больших расстояниях.
Если рассматривать дистанционное обучение с точки зрения коммуникаций между преподавателем и учащимся, то можно сформулировать четыре принципа обучения:
1) самообучение — предполагает самомотивацию учащегося в отношении собственного обучения, а также определённый уровень самоорганизации личности;
2) один к одному — предусматривает периодическое общение преподавателя и учащегося один на один в виде индивидуальной консультации;
3) один ко многим — предполагает работу одного преподавателя со множеством учащихся;
4) многие ко многим — предусматривает одновременное общение множества учащихся, обменивающихся между собой информацией.
С помощью каждого из этих типов взаимодействия учащегося и преподавателя решаются специфические учебные и дидактические задачи, а вышеназванные службы и сервисы Интернета в полной мере решают вопросы технического и организационного обеспечения этих принципов.
В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы их познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования и средств обучения, административных работников, т.е. приоритетом стал процесс познания, а не просто преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда профессиональное образование практически во всех развитых странах приобрело характер массового. Важность такого подхода к образованию, по нашему мнению, очень точно выразил американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Другие статьи:
Современные представления о тексте в методике школьного обучения
Содержание текстов является предметом естественных, технических и гуманитарных наук. Гуманитарные дисциплины используют преимущественно тексты описательного или повествовательного характера, которые, как правило, не содержат строго определённых понятий, в то ...
Роль семьи в воспитании лидера
В России сегодня сложилась непростая общественно-политическая и социальная обстановка. Дестабилизирующими факторами в государстве в последние годы стали: разрушение культурно-исторических традиций, утрата духовно-нравственных ценностей, снижение интеллектуаль ...