Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, где выставлены предметы быта наших предков, литература, костюмы. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с её историей.
В нашей группе я создала башкирский национальный мини - музей. При создании мини — музея соблюдались определённые условия.
1. Приоритетность регионального культурного наследия.
2. Интегративность знаний.
3. Диалогичность.
4. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.
В этом мини-музее экспонаты подбирались с учётом ряда принципов:
1. Каждый предмет знакомит дошкольников с историей народа.
2. Предметы различны по назначению и использованию.
3. Каждый из предметов должна быть оригинальной, привлекательной, красивой.
Все предметы мини-музея, прежде всего, выполняют информативную функцию. Больше всего дошкольников привлекает возможность поиграть со старинными образцами. А также ребята отгадывают загадки об этих предметах, сочиняют сказки, легенды, разглядывают художественный материал. Освоится в мини-музее, помогает и народная музыка, потешки, поговорки, стихи башкирских поэтов и сказки.
Мною подобран материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Мини-музей моей группы составляют следующие атрибуты быта:
· Деревянный бочонок для меда;
· Муляжи национальной выпечки;
· Самовар;
· Сувенирный медведь;
· Тканые полотенца;
· Утварь;
· Юрта;
· Башкирский джигит на лошади;
· Плоскостной театр «Сабантуй», «Семья»;
· Башкирские национальные костюмы;
· Вёдра с коромыслами;
· Тюбетейка;
· Четки.
Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом может проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской). Мною созданы картотеки:
ü Башкирские музыкальные инструменты;
ü Башкирские народные песни;
ü Башкирские национальные праздники;
ü Башкирские пословицы и поговорки;
ü Башкирская национальная кухня;
ü Башкирские народные игры;
ü Устное народное творчество;
ü Города Башкортостана;
ü Животный и растительный мир;
ü Музеи РБ;
ü Театры города Уфы;
ü Государственная символика РБ.
Также о
формлены альбомы:
Ø Фотоальбом «Йолалар»;
· Читаем вместе;
· Акмулла – просветитель и мыслитель 19 века;
· Мустай Карим ….ушел, оставив целый мир;
· Художники РБ и их картины;
· Национальная одежда;
· Уфа – мой город;
· Деревообработка;
· Кожобработка;
· Орнамент;
· Национальная одежда;
· Национальная кухня;
· Пестрая страничка – вырезки из газет.
Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края,
взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.
Подобраны коллекции:
§ Башкирский заповедник;
§ Животный мир;
§ Ландшафты Башкортостана. Реки и озера;
§ Ландшафты Башкортостана. Горы и предгорье;
§ Памятники мусульманского зодчества Башкортостана;
§ Пещера Шульган - Таш;
§ 12 чудес Башкортостана.
В мини-музее отведено место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.
Представлены и созданы
методические пособия и материалы:
· Декоративно - прикладное искусство башкир;
· Живопись 1 часть;
· Живопись 2 часть;
· Живопись 3 часть;
· ИЗО «Салават Юлаев»;
· З. А. Загитова «Человек – творец культуры»;
· Художники РБ;
· Картины башкирских художников;
· Скульптура;
· Картины детей.
Изготовлены:
o Трафареты;
o Образцы орнаментов;
o Шаблоны башкирской утвари;
o Шаблоны башкирской национальной одежды.
Другие статьи:
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители уч ...
Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном
курсе информатика
Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений. Важно знать не только объ ...