Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.
Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».
В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).
Цель исследования
- теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.
Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи
:
1. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.
2. Развить творческие способности в различных видах деятельности.
3. Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов
:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
- осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;
- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.
Основные принципы работы:
· все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
· для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
· познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
· большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
· все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
· познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;
· познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;
· огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.
На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.
Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Башкиры", "Башкирский фольклор", "Народные праздники", "Башкирские игры" и др.).
Методы и приемы:
Наглядные — рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.
Практические — опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.
Исследовательские — прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом. национальный народный традиция культурный
Игровые — дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.
Словесные — рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.
Формы работы:
• беседы;
• экскурсии по историческим местам и памятникам города;
• показ спектаклей и сказок;
• продуктивная деятельность детей;
• праздничные мероприятия;
• выставки творческих работ детей и родителей.
В своей работе по данному направлению я изучила и проанализировала следующие программы:
· Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой «Искра», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;
· методическое пособие Р.Х.Гасановой «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;
· методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений Р.Х.Гасановой, Т.Б.Кузмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.
Другие статьи:
Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного
возраста
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка . Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов ...
Культурологическая компетенция
Второй блок включает дисциплины культурологического содержания, характеризующего закономерности сознания и деятельности, экономических преобразований, становления и развития рыночных отношений, различных форм собственности и организации труда, многообразия ми ...