Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением.
Она включает следующие мероприятия:
1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые:
а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;
б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.
Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий — ролевые игры, тренинги и т.п., — помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств — от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.
2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий — от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.
3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.
Выделяют несколько видов профилактической работы:
Первичная профилактика – меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.
Вторичная профилактика – меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.
Третичная профилактика – остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.
Первичная профилактика выглядит как:
информационные кампании в средствах массовой информации,
обеспечение соответствующих средств защиты,
предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.
Вторичная профилактика включает в себя:
целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),
предоставление средств защиты и объяснение их использования,
использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,
внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,
обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.
Профилактика рецидивов включает в себя:
передача информации и обучение конкретных лиц,
непосредственные лечебные и реабилитационные действия,
создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).
Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.
Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.
В профилактической деятельности любая информация должна быть:
правильной,
соответствующей реальности,
полной,
доступной,
помещенной в нужном контексте,
систематизированной,
соответствующей ситуации в обществе,
направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.
Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.
Другие статьи:
Население Курской области
В настоящее время численность население Курской области составляет 1327,5 тыс. человек, которые проживают в 10 городах, 23 поселках городского типа и более чем в 2800 сельских населенных пунктах. Численность населения Курской области длительное время сокращал ...
Функциональный подход к изучению синтаксиса и пунктуации
В V, VI, VII, VIII, и IX классах задача обучения выразительному чтению в связи с изучением синтаксиса и пунктуации значительно расширяется. При усвоении всего программного курса синтаксиса учащиеся обязаны приобрести навык выразительного чтения каждой изучаем ...