Методы обучения различают, например, в зависимости от источников, из которых учащиеся приобретают знания, навыки и умения:
словесные методы—рассказ, беседа, лекция, работа над учебником, справочником, книгой; источник знаний—устное слово преподавателя, мастера или печатное слово книги;
наглядные методы — наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или их изображений (таблиц, моделей, кинофильмов, диафильмов); источник знания—наглядные средства;
практические методы—упражнения, решение задач, выполнение трудовых заданий; источник знания—практические работы и производительный труд учащихся.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях, когда преподаватели и мастера, готовясь к уроку, определяют основные источники, из которых учащиеся будут получать знания, навыки и умения.
Методы обучения можно различать в зависимости от видов деятельности учащихся и преподавателей и мастеров:
методы самостоятельной работы учащихся — наблюдения, лабораторные и производственные опыты, упражнения, решение технических и технологических задач, работа с учебной, справочной и другой литературой;
методы изложения учебного материала преподавателем, мастером и руководства работой учащихся, а также проверки их знаний, навыков и умений — рассказ, беседа, объяснение; контрольные устные, письменные и практические задания; сообщение информации с помощью технических средств обучения.
Эта классификация помогает выбрать методы обучения в тех случаях, когда преподаватели и мастера продумывают виды работы учащихся на уроке и способы руководства этой работой.
Существуют и другие классификации методов обучения, например: по уровню познавательной активности
учащихся — объяснительно-иллюстративные, проблемный, исследовательский методы; по дидактическим целям—методы сообщения новых знаний, формирования умений и навыков, закрепление их, контроль.
В условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов наиболее приемлемой является классификация методов, даваемая по способам деятельности учащихся и преподавателей и мастеров. Это обусловлено тем, что в процессе трудового обучения отводится преобладающее место практической, самостоятельной работе учащихся.
Применение и совершенствование методов трудового обучения идет, прежде всего, в следующих основных на« правлениях:
а) усиление воспитывающей функции методов обучения;
б) модернизация методов с целью осуществления раз' вивающего обучения;
в) использование различных методов и их совокупности для повышения эффективности формирования у учащихся навыков самостоятельной деятельности.
Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем проведения занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны преподавателей и мастеров.
К основным формам организации трудового обучения относятся уроки, лабораторно-практические и учебно-производственные работы, практикумы, экскурсии. Для проверки и учета знаний, навыков и умений используются контрольные работы, зачеты и квалификационные экзамены. Некоторые формы рассчитаны на сочетание учебной и внеклассной работы с учащимися, которая включает в себя дополнительные и кружковые занятия, технические олимпиады и конкурсы по профессиям, ученические конференции, вечера науки и техники и др.
Отдельные формы трудового обучения связаны между собой. Выбирая их, руководствуются содержанием учебной работы с учащимися и намечаемым сочетанием различных методов обучения. Например, если требуется, чтобы ученики усвоили знания о сущности и структуре технологического процесса, то учебную работу с ними организуют в форме уроков, экскурсий, произвол" ственной практики.
В зависимости от состава обучающихся различают фронтальную, звеньевую и индивидуальную формы работы с учащимися. При фронтальной форме обучения все ученики одновременно выполняют одинаковую по характеру и содержанию работу. Примером фронтальной формы организации учебной работы является урок, посвященный формированию у школьников технических знаний, или урок, на котором все учащиеся овладевают одновременно одними и теми же трудовыми приемами, например учатся выполнять определенную слесарную операцию, занимаются освоением приемов пайки и т. п.
Другие статьи:
Методические рекомендации по реализации речевых возможностей
первоклассников на уроках русского языка
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными ...
Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются устной и письменной речью. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь – «думанье»), которая позволяет ...