Объекты учебной демонстрации должны удовлетворять необходимым дидактическим требованиям. Так, модели, макеты и другие подобные объекты, выпускаемые учебной промышленностью, имеют аккуратный внешний вид, соответствующую окраску отдельных частей, на которые нужно обратить внимание учащихся;
в ряде объектов делают вырезы и разрезы, чтобы можно было рассмотреть внутреннее устройство; нередко объекты учебной демонстрации делают из легко и быстро собираемых частей. Учебные плакаты и таблицы, как правило, изготавливают крупного формата, чтобы изображенные на них рисунки и схемы можно было хорошо видеть непосредственно с рабочих мест учащихся.
Часто наглядные пособия, предназначенные для учебной демонстрации, изготавливают сами учащиеся вод руководством мастеров. В этой работе нужно обязательно соблюдать указанные выше дидактические требования. Например, макеты резцов различных типов делают из древесины, причем макет имеет, как правило, большие размеры, чем натуральный резец, а грани его окрашивают в различные цвета.
На комбинатах силами учащихся иногда создают кабинеты для проведения теоретических занятий. Например, тщательно очищают от грязи узлы пришедшего в негодность станка (но не устаревшего морально!), промывают их, делают в них вырезы и укрепляют на стендах; данные объекты применяют не только для учебной демонстрации, но и выполнения учащимися лабораторно-практических работ по разборке, сборке, составлению схем, дефектных ведомостей и т. п.
Во время учебной демонстрации изучаемый объект надо располагать так, чтобы его хорошо видели все учащиеся и преподаватель или мастер не закрывал собой этот объект в процессе показа и объяснения. Например, при показе плакатов и таблиц преподавателю нужно стоять лицом к группе, чтобы плакат или таблица находились справа от него.
Учебную демонстрацию обычно применяют в сочетании с объяснением и рассказом, беседой, лекцией. Поэтому нередко ее
считают методическим приемом.
Показ технических объектов — методический прием, задача которого—формировать у учащихся конкретные образные представления об изучаемых технических объектах, их устройстве и действии. Технические объекты обычно состоят из множества частей (деталей, механизмов, узлов), связанных в единое целое сложным взаимодействием. Поэтому, чтобы учащиеся получили четкое представление обо всех частях изучаемого объекта в их взаимосвязи и взаимодействии, применяется последовательный ряд приемов показа:
изучаемого объекта в целом;
отдельных частей объекта — деталей, механизмов, узлов и т. п.;
взаимосвязи частей объекта путем его разборки и сборки;
условных изображений (кинематическая, электрическая схемы и т. п.) объекта с целью выяснения взаимосвязи и взаимодействия его частей.
Схема цепи для показа опыта при объяснении процессов, происходящих в трансформаторе во время его работы
Наибольшие трудности обычно встречаются при изучении принципов действия технических объектов. Например, обычно учащиеся с большим трудом усваивают сущность процессов, происходящих в трансформаторе во время его работы. Опытным же путем (рис. 4) удается легче убедить учащихся в том, что при увеличении (или уменьшении) силы тока во вторичной обмотке трансформатора соответственно увеличивается (или уменьшается) сила тока в его первичной обмотке, в чем и проявляется действие закона сохранения энергии. Изменяя сопротивление во вторичной цепи с помощью реостата Rp, преподаватель предлагает учащимся наблюдать за изменением показаний амперметров А1 и А2. Подобным же образом благодаря показу опытов облегчается понимание и усвоение учащимися сущности процессов, происходящих при выпрямлении переменного тока: если выпрямитель подсоединить, например, к осциллографу (рис. 5), то с помощью картины, наблюдаемой на его экране, учащиеся наглядно знакомятся с процессом двухполупериодного выпрямления тока, а также ролью индуктивных и емкостных фильтров.
Другие статьи:
Формирование звукослоговой структуры слов в онтогенезе
Дословесный период является своего рода, подготовительным к собственной речевой деятельности. Кроме того, что ребёнок практически в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, обрабат ...
Мини — музей истории вещей
Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, ...