Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»

Педагогика » Развитие сплоченности школьного коллектива » Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»

Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям класса - примерно в возрасте 10 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

В программе тренинга повышения сплоченности участвует весь класс. Конечно, размер классного коллектива, превышает размер тренинговой группы. Но для данного тренинга, лучше, если в упражнениях класс участвует целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что может привести к разногласиям в классе. Но на практике, часто все же возникает необходимость класс разделить. В этом случае подгруппы выделяются случайным образом и каждый раз (даже во время выполнения одного упражнения со сменой подгрупп) состав этих подгрупп должен быть разным.

Другие статьи:

Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игровая активность в игре дошкольника во многом определяет развитие у ребенка способности устанавливать эффективные взаимоотношения со сверстниками в группе, а в дальнейшем с началом школьного возраста – успешность вхождения ребёнка в социальные отношения. Пе ...

Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией ...

Разделы