Интересная типология уроков внеклассного чтения предложена Н.К. Силкиным: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие. Ряд сборников, методических рекомендаций к работе по учебникам и учебным пособиям несут в системе уроков, в рекомендациях авторов идею развивающего обучения, дают образцы современного построения урока.
Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: уроки изучения художественных произведений, уроки изучения теории и истории литературы, уроки развития речи.
Но, естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида.
Типы уроков с их различными видами и вариантами составляют систему уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения.
Рассмотрим различные типы и виды уроков.
Уроки изучения художественных произведений
Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.
В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения – творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.
Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:
уроки художественного восприятия произведения. "Нравственные проблемы в произведениях В. Распутина (стилистический комментарий к эпизодам повести "Прощание с Матёрой": "Сцена на кладбище", "Прощание Дарьи с избой", "Последний сенокос на Матёре")";
уроки углубленной работы над произведением. "Обломов - коренной народный наш тип". Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти";
уроки, обобщающие работу над произведением. "Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература".
Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока весь материал обобщается.
Такие уроки практикуются большей частью в средних классах, но иногда проводятся и в старших. Предлагаемая типология уроков касается всех классов от 5 до 11. Но естественно, более разнообразны по типам и видам уроки в старших классах. Один и тот же вид урока, проведенный в средних, особенно в 5-6 классах, будет отличаться от того же типа и вида урока в старших классах по своей структуре.
Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно в средних.
Уроки изучения теории и истории литературы
Как известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить невозможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними. Приведем несколько примеров уроков разных видов.
Уроки формирования теоретико-литературных понятий
Уроки по теории и истории литературы принципиально отличаются от уроков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведений каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр.) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобразии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений извлекается один компонент (например, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно.
Другие статьи:
Экспериментальная проверка эффективности организации и проведения кружков
по информатике
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого. ...
Модель методики использования географического прогнозирования в процессе
экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...