Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Педагогика » Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели и методов проведения » Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Страница 4

Уже в средних классах, и особенно в 8 классе, целесообразны специальные уроки по теории литературы, тем более что программа требует систематизации сведений по теории.

Нужен специальный урок в 9 классе по теории стихосложения на основе изучения стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова, причём в дальнейшем сформированные теоретические понятия должны закрепляться, повторяться и углубляться. Так, в 11 классе необходимо ещё раз вернуться к теории стиха в связи с изучением творчества А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других советских поэтов. Естественно, что анализ стиха поэтов непосредственно связывается с другими характерными особенностями их стиля.

Уроки усвоения научных, литературно-критических статей

Уже обучение школьников работе над более или менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассников работе над критическими статьями Н.А. Добролюбова, Д.В. Чернышевского, Н.Н. Страхова, А.В. Дружинина, И.А. Ильина, И. Эренбурга, Н.В. Володиной.

Надо учить школьников не просто запоминать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими примерами выводы автора, превращать их в собственные убеждения. Для такого вида уроков характерно сочетание репродуктивного метода с исследовательским.

Уроки по биографии писателя

Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллюстрированный портретами, документами и другими материалами. Могут быть и краткие сообщения учащихся. Но во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя-творца, человека и гражданина, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества. Недопустимо, чтобы живой образ творца и гражданина терялся в бесконечно растянутом (иногда на протяжении нескольких недель) обзоре творческого пути писателя, как это бывает иногда при изучении А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького.

Уроки по историко-литературным материалам

Большей частью это бывают уроки, посвященные обзорным темам в IX - XI классах, а также вступительные и заключительные к монографическим темам.

Существует довольно обширная литература по проблеме методики обзорных тем. Однако методика изучения обзорных тем в XI классе по современной литературе остаётся ещё недостаточно разработанной. Между тем это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, то есть репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

Уроки обобщения, повторения, опроса

Системность знаний, которой так не хватает многим учащимся старших классов, в значительной мере связана с постановкой перед учениками познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и умений.

Отдельные уроки, посвященные повторению, обычно связаны с опросом (хотя опрос проводится на уроках всех типов и видов). Возможны и специальные уроки опроса, но четкие по структуре и логике последовательного повторения, закрепления материала, его систематизации. Практикуются и уроки-лекции, посвященные обобщению и повторению материала, с последующим опросом.

Уроки развития речи

В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений. Кратко охарактеризуем уроки разных типов.

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства

Уроки такого вида были в свое время описаны М.А. Рыбниковой, Н.М. Соколовым, Е.И. Сычевой, К.Б. Бархиным и другими методистами. Отправным пунктом в логике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж.

В последние годы довольно широко проводятся работы по киносценарию, инсценировкам, литературным монтажам, сопровождаемым составленным учащимися текстом.

В средних и особенно старших классах учащиеся пишут отзывы, рецензии на прочитанные книги, просмотренные спектакли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень велика, прежде всего, в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...

Мелетий Смотрицкий
Мелетий Смотрицкий – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за г ...

Разделы