Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха

Педагогика » Методические основы развития музыкального слуха домриста на начальном этапе обучения » Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха

Страница 2

Мелодический слух является одним из первых видов слуха, с которого начинают развивать слух.

Развитие полифонического вида слуха наступает в дальнейшем обучении. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Малыш 5–7 лет, недавно начавший заниматься музыкой не готов воспринимать сразу несколько голосов.

Полифонический слух – способность слышать в общей звуковой ткани музыкального произведения одновременное движение двух и более отдельных голосов. Данный слух помогает оркестранту, например, тем, что он может слышать, что в данный момент играют другие инструменты. Пианист может слышать и различать все голоса звучащие в разных голосах. Домрист слышит свою партию и партию концертмейстера, умея различать мелодические функции.

Гармонический слух – способность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности, а также воспроизводить их в разложенном виде (арпеджировать) – голосом, или на каком-либо музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к заданной мелодии или пении в многоголосном хоре, что осуществимо даже в случае отсутствия у исполнителя подготовки в области элементарной теории музыки.

«Необходима постоянная работа над воспитанием звуковысотного слуха. Эту планомерную работу необходимо вести не только на уроках о сольфеджио и на других сопутствующих дисциплинах, но и в классе специального инструмента-домры. Без развитого звуковысотного слуха дальнейшее обучение, практическая деятельность учащегося значительно усложняется.

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков, музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствует об отсутствии музыкального слуха. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который «нечисто» поет лишен музыкального слуха в принципе.

К практическим функциям музыкального слуха относятся и такие важнейшие для исполнителя навыки как умение слышать себя, слышать свой звук, адекватно анализировать свою игру, а также уметь управлять, корректировать свое звучание, исполнение в соответствии с конкретными задачами. Развитие этого навыка требует постоянного внимания со стороны преподавателя, так как именно в этом случае через некоторое время ощущение слышания себя, «слышания со стороны» станет для ребенка естественным само собой разумеющимся» .

Интонационный слух – способность слышать экспрессию (выразительность) музыки, раскрывать заложенные в ней коммуникативные связи; интонационный слух подразделяется на звуковысотный (позволяющий определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон»), и мелодический, обеспечивающий целостное восприятие всей мелодии, а не только её отдельных звуковых интервалов.

Внутренний слух – способность к ясному мысленному представлению (чаще всего – по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание. Б.М. Тепловым акцентируется та сторона внутреннего слуха, которая связана с произвольностью в оперировании соответствующими представлениями. Внутренний слух – обязательное свободное, произвольное оперирование музыкально – слуховыми представлениями. Это более высокая ступень становления и развития внутреннего слуха. Внутренний слух – способность эволюционирующая, совершенствующаяся в процессе деятельности, развивающаяся от низших форм к высшим. Этот процесс не прекращается на протяжении всей профессиональной деятельности музыканта.

Ритмический слух – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Именно с ритмического слуха часто начинают развивать слух ребенка. Зачастую учитель поет или играет мелодию, а ученик хлопает ритм песни.

Тембральный слух – способность колористически чутко ощущать тембральную окраску отдельных звуков и различных звукосочетаний. Развивая тембральный слух, у малышей формируется ассациативное мышление.

Фактурный слух – способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения.

Архитектонический слух – способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.

Итак, мы рассмотрели психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха. Выявили, на какие виды делится музыкальный слух. И пришли к выводу, что начинать развивать музыкальный слух необходимо как можно раньше, благодаря этому можно добиться больших результатов, при этом необходимо помнить, что не все виды слуха поддаются развитию на начальном этапе обучения.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Психофизиологические исследования нормально развивающихся детей от 0 до 3 лет (Д.А. Фарбер) по становлению и развитию зрительной функции показали, что раннее созревание проекционных корковых зон дает возможность нормально видящим детям принимать сенсорную инф ...

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
Коммуникативный аспект педагогического общения Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» ...

Разделы