Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России»

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России»

Страница 2

В системе обслуживания аппарат организации усвоения в разных учебниках представлен по-разному. В некоторых учебниках уже с VI класса предусмотрены задания по ориентированию на местности, на произведение глазомерной съемки, определению направления ветра, измерению атмосферного давления и количества осадков, и дальнейшему установлению причинно-следственных связей этих явлений и погодных условий. В одном из учебников для VII класса обращает на себя внимание специальное приложение под названием «Умеете ли Вы называть и показывать, определять, объяснять и прогнозировать?» . В.П. Максаковский в своем учебнике по курсу социальной и экономической географии мира предлагает такие рубрики, как «Пути решения водной проблемы человечества», «Решение природоохранных проблем: три пути».

В учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова по населению и хозяйству России встречаются задания по проектированию, прогнозированию, географической экспертизе, анализу графиков, схем, таблиц, картосхем.

Общее количество вопросов и заданий в 70 параграфах данного учебника составляет 235, из них проблемных вопросов 32, в том числе:

Практические задания и вопросы по прогнозированию – 1;

Практические задания и вопросы по оценке природных условий и ресурсов– 10;

Что составляет около 4% от общего количества практических заданий и вопросов.

Учебник Д.П. Финарова для 6 класса – «Физическая география».

Общее количество вопросов и заданий в 58 параграфах данного учебника составляет 195, из них практических работ 5, ив том числе:

Практические задания и вопросы по прогнозированию – 3;

Практические задания и вопросы по оценке природных условий и ресурсов– 2;

Что составляет около 2,5% от общего количества практических заданий и вопросов. примечательно, практическую работу, представленную в учебнике – Определение воздействия человека на природу и составление прогноза дальнейших её изменений.

Учебник О.В. Крыловой Физическая география: Начальный курс для 6 класса [64]. Cодержит в общей сложности более 400 вопросов и заданий, из них:

Практические задания и вопросы по прогнозированию – 6;

Практические задания и вопросы по оценке природных условий и ресурсов– 4;

Что составляет около 2,5 % от общего количества практических заданий и вопросов.

Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений – География материков и океанов разработанный коллективом авторов – Д.П. Финаровым, С.В. Васильевым, З.И. Шипуновой, Е.Я. Черниховой и изданный в 1996 году содержит в конце учебника целый параграф посвященный географическому прогнозированию, его описанию и способам применения на практике [116]. Общее количество вопросов и заданий 352, заданий типа «Проверь свои знания» 33 из них:

Практические задания и вопросы по прогнозированию – 12;

Практические задания и вопросы по оценке природных условий и ресурсов– 23;

Что составляет около 9 % от общего количества практических заданий и вопросов.

Учебник География России: Природа для 8 класса И.И. Бариновой. Общее количество вопросов и заданий 361, заданий типа «Итоговые задания по теме» 63, содержит раздел посвященный вопросам географического прогнозирования в параграфе «Рациональное природопользование» из них:

Практические задания и вопросы по прогнозированию – 5;

Практические задания и вопросы по оценке природных условий и ресурсов– 24;

Что составляет около 7 % от общего количества практических заданий и вопросов.

На рисунке 2 наглядно представлено соотношение общего количества работ и заданий в рассматриваемых нами учебниках и содержащихся в них практических работ и заданий направленных на формирование у учащихся навыков прогнозирования и оценки природных условий и ресурсов

Сравнительный анализ современных учебников по курсу «География России», показал, что они содержат недостаточное количество учебной информации по географическому прогнозированию, в то же время потенциальные возможности включения элементов географического прогнозирования в качестве дополнительного или пояснительного текстов существуют. Например, целесообразно было бы включить в виде дополнительного текста описание несостоявшихся проектов по изменению природных условий отдельных территорий, таких как – проект переброски сибирских рек в район Аральского моря с анализом причин отказа от него.

Рис 2. Сравнительная характеристика количества практических работ в учебном обеспечении курса География России (в ед.).

Исходя из вышесказанного нами предлагается один из возможных вариантов тематического поурочного планирования с включением в него оптимального количества элементов географического прогнозирования необходимых ученикам для овладения ими основами рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР
Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан ...

Методика рассмотрения основных понятий компьютерной графики
Технология работы с графической информацией Методические рекомендации по изучению темы При изучении темы «Графические редакторы» рассматриваются вопросы: Области применения компьютерной графики. Среда графического редактора (ГР). Режимы работы. Команды работы ...

Разделы