Для успешной учебной деятельности в 5 классе необходимо осознание учениками своих целей, жизненных планов и собственных личностных возможностей для их реализации. Внутренняя ориентированность в специфике будущей деятельности и общения (или самоопределение) характеризует особенности самосознания школьника и может трактоваться как «Я – концепция» учащихся в аспекте их психологической готовности к обучению в основной школе». Нельзя не согласиться с Г.А. Цукерман, что «если мы хотим спроектировать достойное образовательное пространство для перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, нам нельзя более манкировать проблемами самосознания».
Для того, чтобы включиться в новую социальную ситуацию при переходе из начальной школы в основную, ученик должен обладать определенными психологическими качествами, свидетельствующими не только об успешном завершении начальной школы, но и предыдущего этапа возрастного развития.
Всю совокупность качеств, необходимых ученику для успешной деятельности в основной школе, можно определить как нормативную модель личности школьника, характеризующую эталонного выпускника начальной школы в аспекте его психологической готовности к обучению в основной школе.
Говорить о психологической готовности к обучению в основной школе можно, если:
1) выпускник начальной школы усвоил программный материал, т.е. его знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы начальной школы; у него сформированы основные компоненты учебной деятельности (операциональная готовность);
2) психические познавательные процессы, внимание и речь развиты в соответствующих возрасту формах; своевременно сформированы новообразования младшего школьного возраста: мышление в понятиях и произвольность психических функций (интеллектуальная готовность);
3) сформирован личностный аспект готовности, т.е.
а) выпускник начальной школы внутренне ориентирован в специфике будущей деятельности и общения в основной школе:
- осведомлен об особенностях переходного периода, о трудностях, с которыми может столкнуться в пятом классе;
- осознает и принимает требования, которые будут к нему предъявлены в 5 классе;
- уверен в своих силах, готов к преодолению трудностей;
- имеет адекватную самооценку личности и готовности к обучению на второй ступени общего образования;
- самооценка в сфере учебной деятельности совпадает с ожидаемой оценкой со стороны учителя, родителей, сверстников;
- осознает, какой учебы ждут от него в 5 классе значимые окружающие, ожидаемые оценки совпадают с личностными социальными ожиданиями от будущей учебной деятельности;
б) направлен на дальнейшую учебу в основной школе:
- осознает важность учебы, имеет чувство необходимости учения, т.е. даже в условиях необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям в школе;
- в мотивации учения преобладают учебно – познавательные мотивы;
- проявляет интерес к одному или нескольким учебным предметам;
- имеет четкие представления о качествах личности, необходимых ему для успешной учебной деятельности и общения на второй ступени общего образования;
- имеет адекватные представления о будущих учителях – предметниках;
- любит школу, хочет и любит учиться, а к переходу из начальной школы в основную относится как к естественному и необходимому событию в жизни, не боится перемен;
Другие статьи:
Электронное образование
В Старом Свете стремительно развивается система электронного обучения. В передовых странах более 90 % студентов вовлечены в учебный процесс посредством Е-learning. Более 80 % вузов предоставляют услуги по дистанционному образованию. Страны-пионеры в этом смыс ...
Роль семьи в воспитании лидера
В России сегодня сложилась непростая общественно-политическая и социальная обстановка. Дестабилизирующими факторами в государстве в последние годы стали: разрушение культурно-исторических традиций, утрата духовно-нравственных ценностей, снижение интеллектуаль ...