При переходе учащихся на вторую ступень общего образования особую актуальность приобретает педагогический принцип опоры на лучшие тенденции в развитии ребенка. Чтобы усилия педагогов и родителей были конструктивными и способствовали развитию личности воспитуемого, их необходимо вооружить знанием логики психического развития школьников, научить пониманию внутренних трудностей, испытываемых и переживаемых детьми. Это позволит правильно обеспечить в педагогической практике преемственность развития на возрастных рубежах, построить процесс воспитания как единый и непрерывный. Переходные возрастные периоды – ответственные этапы психического развития. Несформированность к началу нового возрастного периода психологических новообразований предшествующего периода может стать причиной возникновения у учащихся многих проблем при переходе на вторую ступень общего образования.
Психологическая готовность младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования формируется в деятельности, которая по содержанию, формам и методам приближена к деятельности в 5 классе. Одним из условий оптимизации психологической подготовки учащихся к обучению в основной школе является внедрение специальной системы психолого-педагогических мероприятий как в начальной школе, так и в семье. При планировании и проведении такой работы следует исходить из требований, предъявляемых к учащимся в основной школе, и типичных трудностей переходного периода. Одним из путей реализации этого условия является моделирование будущей деятельности в рамках обучения и воспитания младших школьников. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, «для успешного формирования готовности необходимо знать и учитывать (моделировать) особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка, сохранять и поддерживать настроенность на предстоящую работу в полном соответствии с характером и сложностью ее задач». Следует особенно полно раскрыть перед учащимися привлекательные стороны будущей деятельности, заострить их внимание на возможных трудностях переходного периода, научить действовать в трудных ситуациях.
Большое значение в психологической подготовке учащихся к переходу на вторую ступень общего образования имеет работа, направленная на подготовку к преодолению трудностей. Учителю начальных классов следует позаботиться о формировании у младших школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах социального взаимодействия и в разных областях деятельности. Важно подготовить учащихся к работе в напряженных ситуациях. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рекомендуют использовать с этой целью следующие приемы: увеличение на уроке темпа деятельности; введение элементов соревнования; создание ситуаций, требующих немедленного принятия самостоятельного решения; введение в учебный процесс непредвиденных препятствий (замена учителя, необходимость изучить сложную тему самостоятельно); создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих доведения дела до конца; составление модели будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и внутренних условий и др.
Другие статьи:
Выявление уровня полученных знаний младшими школьниками на уроках
математики с учетом примененного дифференцированного подхода
Тестовая контрольная работа 1 уровень 1. Соедини стрелками одинаковые значения 80 - 53 100 - 0 100+ 0 27 + 0 26 + 14 50 – 10 2. Сколько всего однозначных четных чисел? а) 1 б) 4 в) 5 3. Найди правильный ответ задачи: В коробке лежали красные, зеленые, и синие ...
Физические и психические
особенности детей младшего школьного возраста
Как пишет Макаренко Л.П., младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была перво ...