Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Страница 3

Результаты оцениваются с помощью специальной таблицы.

v Методика «Простые аналогии»

Цель: выявление характера логических связей и отношения между понятиями.

Испытуемому предлагается серия логических заданий, состоящая из нескольких блоков. В каждом блоке даны 2 группы слов. Первая группа состоит всего их двух слов, состоящих в каком – то отношении. Вторая группа слов представлена ключевым словом и рядом слов, из которых требуется подобрать пару ключевому слову таким образом, чтобы образовалась новая пара слов, находящихся между собой в том же отношении, что и слова первой группы.

Оценивая работу, подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

v Методика «Сравнение понятий»

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза.

Испытуемому предлагается несколько пар слов для сравнения. Испытуемый читает или слушает заданные пары и отвечает относительно каждой пары на вопрос «Чем они похожи?» , а затем «Чем они отличаются?» (важен порядок: сначала сходство, а затем различие).

Все ответы испытуемого фиксируются в протокол. Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Кроме того исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходства или различий.

v Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков или явлений от несущественных, второстепенных.

Испытуемому предлагается бланк с напечатанными рядами слов. Каждый ряд состоит из 5 слов в скобках и одного – перед скобками.

Оценка результатов осуществляется по специальной таблице.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Особенности проведения групповых обследований
Основная сложность выявления несформированности (дефицитарности) той или иной функции при групповой диагностике — отсутствие стандартизированных показателей (возрастных норм) для различных категорий детей. Единственная возможность проведения групповых обследо ...

Работа с родителями
Работа в мини-музее эффективна, когда активно привлечены к ней родители. Экскурсии, совместные праздники и викторины, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринуж ...

Разделы