Процесс интерпретации сводится к анализу рисунков, каждый из которых следует рассматривать как автопортрет. Анализ проводится в следующей последовательности:
1) детали
2) пропорции
3) перспектива
4) время
5) качество линий
6) самокритичность
7) отношение к заданию
8) комментарии.
v Тест «Нарисуй человека»
(разработан К. Маховер в 1946 г. на основе теста Ф. Гудинаф)
Цель: определение индивидуальных особенностей личности ребенка.
Испытуемого просят нарисовать любого человека, какого он сам захочет. После того, как рисунок завершен, экспериментатор проводит заключительную беседу с испытуемым.
В протоколе фиксируются все вопросы. Реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования.
Интерпретация строится на последовательном анализе следующей информации:
1) кто изображен;
2) что он делает в данный момент;
3) пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположенных на листе;
4) декорирование и окраска;
5) наличие дополнительных аксессуаров;
6) качество линий (нажим, равномерность и пр.)
7) о чем говорил ребенок при беседе.
v Тест «Рисунок семьи»
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Тест помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные ситуации. Из пострисуночной беседы с ребенком следует узнать:
1) чья семья изображена на рисунке – его самого или какого – нибудь друга / вымышленного героя;
2) где находятся изображенные персонажи и чем они заняты в данный момент;
3) если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;
4) кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему, кто самый грустный и почему, кого предпочитает сам ребенок из всех и почему, если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
5) если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
Далее представлены два подхода, которые взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы исследователем вместе.
Метод Кормана: испытуемому предлагается нарисовать семью так, как ты себе ее представляешь. По желанию ребенок может добавить к рисунку другие детали.
Метод Бернса (кинетический рисунок семьи – КРС): испытуемого просят нарисовать членов его семьи (того, кого он считает таковыми), где каждый занят каким – то делом. После выполнения теста ребенка просят объяснить, какой деятельностью занимаются изображенные персонажи. Далее интерпретация проводится исходя из общих правил метода Кормана.
Период перехода из начальной школы в основную является важным этапом в развитии личности школьника. В это время ученик открывает для себя новые знания, ценности и выступает в качестве субъекта многоплановой деятельности и усложняющегося по форме и содержанию общения. Адаптация учащихся к новым условиям обучения и качественно новому уровню общения способствует успешному овладению деятельностью, помогает преодолевать трудности, создает возможности для оптимального функционирования личности в новых условиях.
Большую роль в адаптации пятиклассников в условиях основной школы играет их психологическая готовность к переходу на вторую ступень общего образования, которая активизирует жизнь школьника, делает ее более результативной, творческой, лишенной психологического дискомфорта, способствует овладению новой социальной ситуацией развития. Психологическая готовность является важнейшим интегральным показателем психологических возможностей учащихся. Вот почему так важно заранее психологически подготовить младших школьников к жизни и деятельности на второй ступени общего образования.
Другие статьи:
Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного
возраста
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка . Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов ...
Выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей старшей группы
Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Были опред ...