Государство уделяет повышенное внимание задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в 1990 году была разработана и принята «Концепция информатизации общества», а понятие «информатизация» стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие «компьютеризация».
Информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.
Важно понимать, что информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Вторая – в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.
Важнейшими задачами информатизации образования являются:
· повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
· применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
· интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
· адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
· разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации при освоении средств и методов информатизации для эффективного применения в профессиональной деятельности;
· обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
· разработка информационных технологий дистанционного обучения;
· совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
· внедрение информационных технологий обучения в процесс профессиональной специальной подготовки специалистов различного профиля.
Исторически информатизация образования осуществляется по двум основным направлениям – управляемому и неуправляемому.
Управляемая информатизация образования имеет характер организованного процесса и поддерживается материальными ресурсами. В ее основе лежат обоснованные общепризнанные концепции и программы.
Неуправляемая информатизация образования реализуется снизу по инициативе работников системы образования и охватывает наиболее актуальные сферы образовательной деятельности и предметные области.
Существуют также факторы, влияющие на информатизацию образования:
· внешние по отношению к образовательной системе, задающие условия, в которых функционирует система образования;
· внутренние, определяющие готовность и способность образовательных учреждений воспринять достижения научно-технического прогресса и эффективно использовать эти достижения для решения основных задач.
В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:
· формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
· создание единого информационного образовательного пространства;
· активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
· синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
· создание системы опережающего образования.
Существенной частью информатизации образования является совокупность методов и форм разработки и педагогического применения различных средств обучения. Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в различных средствах обучения.
Другие статьи:
Методические рекомендации к проведению урока
Этап вводного инструктажа Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); б) ознакомление с техни ...
Сюжетно-ролевые игры
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей уже сформированы основ ...