Средствами информатизации образования называются компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования.
Но использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации.
Информатизация образования, независимо от направления ее реализации, является широкой, многоаспектной областью деятельности человека, влияющей на функционирование всей системы образования и, без преувеличения, на жизнь всего общества в целом.
Информатизация образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам. С помощью методов и средств информатики будущий специалист должен уметь получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно найти к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Не случайно современный образовательный процесс трудно представить без качественного обеспечения учебными и техническими средствами. За последнее время их видовой состав пополнился такими новейшими инструментами педагогической деятельности, как электронные учебники, электронные учебные пособия, средства компьютерного моделирования, интернет-сайты и другие телекоммуникационные средства.
Информатизация образования охватывает все направления деятельности – от использования в учебном процессе до управленческой деятельности. Методическая работа как один из видов деятельности системы образования не может исключаться из процесса информатизации. В работе методической службы можно выделить следующие направления использования информационных технологий:
· управленческая деятельность (офисные технологии, АИС «Успеваемость», компьютеризированная нормативно-управленческая папка директора, завуча, компьютерные коммуникации.);
· мониторинг (банки и базы данных педагогической информации);
· создание методической информационной системы;
· электронный документооборот между образовательными учреждениями;
· повышение квалификации (электронные библиотеки; сетевые проекты; телеконференции; тематические каталоги по отдельным образовательным областям, виртуальные методические объединения, педсоветы, дистанционное обучение и т.д.);
· медиатека (создание фонда книг, учебных и методических пособий, видеофильмов и видеозаписей, компьютерных программ, аудиозаписей, учебных компьютерных презентаций).
· информационное обеспечение системы образования.
Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования. В настоящее время культурному человеку, независимо от его профессии и особенностей деятельности, необходимо обладать умениями работы с электронными средствами обработки и передачи информации.
Современные информационные технологии являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:
· улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;
· повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации;
· разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;
· достижение необходимого уровня профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники;
· интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;
· подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества;
· повышение профессиональной компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов различных отраслей;
· преодоление кризисных явлений в системе образования.
Другие статьи:
Изучение уровня правовой культуры дошкольников после серии проведенных
занятий
Для изучения уровня развития у дошкольников правовой культуры были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в виде таблицы: Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня п ...
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Психическое развитие ребёнка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и д.р.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение ...