Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория

Страница 6

Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях). Сюда можно отнести:

• отсутствие государственной последовательной и непрерывной системы обучения сохранению и укреплению здоровья населения (на различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, школе, больнице, из средств массовой информации и т.д., однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей);

• отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем (в существующих программах, направленных на повышение уровня здоровья населения, в частности субъектов образовательного процесса, как правило, прописано межведомственное взаимодействие, но на практике оно осуществляется недостаточно);

• низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы (существующая просветительская работа по вопросам здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно-популярной литературы чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний, при этом не раскрываются факторы риска и главное — пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям среды).

В российском обществе «мода на здоровье» (как особый социальный феномен) только начинает развиваться. Различные общественно-государственные структуры, средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого (физически и духовно) человека. Так, например, «имидж здорового человека» среди других важнейших показателей личностно-профессиональной успешности назвали 88% респондентов в США (из них 45% мужчин, 43% женщин), в России - 53% респондентов (23% мужчин, 30% женщин). У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских — девятое. Недостаточно внимания (на государственном и общественном уровнях) уделяется вопросам формирования культуры отдыха населения, и особенно подрастающего поколения. Отсутствие досуговой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, компьютера, провоцирует алкоголизацию и пр. В результате имеющееся свободное время не компенсирует последствий накопившегося учебного, профессионального утомления и не обеспечивает подготовку человека к следующему учебному, трудовому дню.

Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной степени координацию действий федеральных и местных органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.

Несформированность культуры здоровья у самих педагогических работников, неблагополучие их состояния здоровья. Регулярно проводимые исследования (опросы, анкетирования, тестирования) свидетельствуют, что по компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни учителя находятся на уровне других специалистов с высшим образованием - программистов, юристов, инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска потенциальных пациентов врачей различного профиля. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы школ не так уж и много. Однако трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения (государственных и общественных структур) к здоровью учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Виды памяти и процесс запоминания
Как же связать кинезиологические технологии и уроки иностранного языка? Конечно, так же, как и с другими образовательными предметами. Необходимо включить движение в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала. Но движения должны быть ...

Представления о нормативном развитии
Использование самого понятия «норма» по отношению к развивающемуся ребенку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и изменению показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению. К.М. Гуревич говорил об этом ...

Разделы