В современной России психология здоровья, как новое научное направление, еще только проходит начальную стадию своего становления. В числе ее приоритетных вопросов: выявление психологического оптимума жизнедеятельности человека и выработка критериев его оценки и самооценки. Ученые сходятся во мнении, что в качестве центрального объекта исследований здесь должна выступать категория «здоровая личность», что предполагает изучение феномена здоровья с человековедческой (антропологической) позиции.
В психологии здоровья уже зафиксировано различение понятий «психического здоровья», «психологического здоровья» (А. Маслоу, И.В. Дубровина); «психологического личностного здоровья» (Б.С. Братусь).
Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях, и является предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей .
Для содержательного раскрытия категории психологическое здоровье А. Маслоу предлагал «обратить пристальное внимание на такое понятие, как «человечность», на понятие, пока в большей степени описательное (по сравнению с понятием «самоактуализация»), однако содержащее в себе достаточный элемент нормативности». Более того, он находил понятия «вочеловеченность» и «психологическое здоровье» взаимозаменяемыми, а понятие «недочеловеченность» считал адекватным обобщением «психологических заболеваний».
Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности и на этой основе - саморазвития субъективности, совершенствования самобытия. Соответственно, психологическое здоровье – это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида.
В отечественной психологии наиболее интересная и удачная попытка описать признаки психологического личностного здоровья принадлежит Б.С. Братусю. В числе условий и одновременно критериев нормального развития человеческой субъективности он выделил отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение); способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Было бы ошибкой считать, что нарушения психологического здоровья по аналогии с психическими недугами обязательно принимают вид душевного страдания или гротескного поведения, непременно проявляются в социальной дезадаптированности или асоциальных действиях. Напротив, люди с нарушениями психологического здоровья могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта. Психологическое здоровье не исключает тревоги и растерянности, сомнений и заблуждений, конфликтов и кризисов. Состояние психологического здоровья имеет «мерцательную природу», т.е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни, т.е. можно говорить о направленности мотивов и характере поступков, внутреннем складе и личностной устремленности человека.
В исследованиях В.И. Слободчикова, А.В. Шувалова подробно рассмотрены различные виды нарушений психологического здоровья личности. Приведем краткую характеристику нарушений психологического здоровья личности, т.к. считаем ее важной для разработки проблемы социального здоровья школьников.
Другие статьи:
Формы контроля за усвоением знаний учащихся
Контроль результатов обучения — важная часть процесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мере достигнуты, цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с друг ...
Структура положения о конкурсном мероприятии
Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкурсе. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса. По ...