Школа – очень серьёзный и сложный этап в жизни каждого ребёнка. Задача сохранения здоровья ребёнка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учёбы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Детям, с ослабленным здоровьем, в большей степени необходимы щадящий режим, контроль над учебной нагрузкой, внимательное отношение со стороны учителей и родителей.
Особого внимания учителя заслуживают леворукие дети. Основные трудности такого ребёнка начинаются при поступлении в школу. Леворукость – это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь ещё один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности в пределах нормы.
Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания.
Праворукость и леворукость формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
Специалисты утверждают, что существует «бытовое» (в какой руке держит ложку, ножницы, расчёску) и «графическое функциональное превосходство» (какой рукой лучше рисует и пишет). Есть дети-левши по графическим навыкам и правши по бытовым, и наоборот. Правда, такие случаи редки, но они есть. Как правило, в 90% случаев «графические левши» оказываются и бытовыми левшами.
Заставлять леворукого ребёнка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить её без достаточных для этого предпосылок.
У леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики). При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди (такие, как язва желудка, бронхиальная астма), всё чаще встречаются у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т.д. Часто болеющий ребёнок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам, менее работоспособен.
К началу обучения в школе соматически ослабленный ребёнок нередко выглядит младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребёнка к нагрузке могут изменения, происходящие в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6–7-м году жизни, так как период начального школьного обучения может совпасть по времени с периодом интенсивного роста детского организма.
Другие статьи:
Компетентностный подход в образовании как инновационный
процесс
Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как самос ...
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в
процессе декоративно – прикладной деятельности
На основе результатов, полученных на констатирующем этапе, с целью развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, были выдвинуты следующие задачи: – на основе исследований в области семан ...