Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 13

Плохая успеваемость, как правило, ведёт к ухудшению отношений ребёнка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребёнок становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи.

По мнению В.А. Шмаковой в первом классе учебные способности связаны с эмоционально-волевыми свойствами личности: с эмоциональной стабильностью, сдержанностью, энергичностью, активностью, нефрустрированностью, во втором классе – с добросовестностью и ответственностью. Ребёнок только тогда готов к обучению в школе, когда у него сформированы волевые качества, когда он сам может поставить перед собой цель и достичь её. Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль учащихся.

Отсутствие волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и др., может повлиять на успешность обучения ребёнка.

Задачи обучения можно считать решёнными полностью, только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности. Отношение ребёнка к учению, то есть учебная мотивация, играет решающую роль и в формировании личности школьника.

Изучение отношения детей к школе, мотивов обучения, познавательных потребностей школьников свидетельствует о том, что есть необходимость сделать процесс обучения более привлекательным.

Бетти Лу Ливер считает, что «учащиеся без мотивации к обучению просто не существует. Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся лишают мотивации не принимающие их учителя, родители, сверстники, обучающиеся более быстро, и сами учебные материалы, ориентированные на другие типы учащихся». Таким образом, причиной неуспеваемости становится причина не психологического, а социально-бытового характера. Учитель должен ставить перед собой задачу сформировать у детей мотив достижения, создать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.

Проблемная ситуация может стать первым шагом метода самостоятельной работы, который вынудит ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению.

Многообразие подходов к проблеме низкой эффективности обучения, множество не связанных друг с другом классификаций причин неуспеваемости, рекомендаций затрудняет процесс анализа учителем конкретных случаев неуспешности детей на уроках. Введение в школе должности практического психолога может оказаться полезным в деле повышения эффективности обучения, так как именно этот специалист признан помочь учителю разобраться в потоке психологической информации, понять причины неуспеваемости каждого отдельного ученика в каждом случае.

Ни для кого не секрет, что здоровье наших детей в течение последних десятилетий неуклонно ухудшается. Все большее число детей приходит в школу, уже имея те или иные хронические заболевания.

По целому ряду физиологических параметров мальчики более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они активнее девочек и менее усидчивы на протяжении школьных занятий. Кроме того, развитие мелкой моторики у мальчиков отстаёт от уровня ее развития у девочек, что, к сожалению, не всегда учитывается в школьной практике. По данным специалистов, девочки раньше начинают говорить, у них больший словарный запас, сложнее конструкции предложений. При этом они чаще всего послушнее, аккуратнее и исполнительнее мальчиков, что, несомненно, вызывает симпатию у работающих с ними педагогов. Мальчики же требуют большего внимания к себе и терпения, особенно на начальном этапе обучения. Но со временем мальчики нередко обгоняют своих одноклассниц как в учёбе, так и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Другие статьи:

Сущность и содержание понятия экологическое мировоззрение
Большим недостатком всех существовавших ранее этических концепций, особенно в период Нового времени, было то, что они были обращены только к сфере межчеловеческого общения и самым губительным образом пренебрегали живой природой. И это было естественным для эп ...

Население Курской области
В настоящее время численность население Курской области составляет 1327,5 тыс. человек, которые проживают в 10 городах, 23 поселках городского типа и более чем в 2800 сельских населенных пунктах. Численность населения Курской области длительное время сокращал ...

Разделы