Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 7

– неумение трудиться;

– отсутствие познавательных учебных интересов;

– отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформированные навыки и способы учебной деятельности.

Известные учёные Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский выделяют такие причины неуспеваемости, как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др.

Подробную классификацию причин неуспеваемости предлагает П.П. Борисов, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.

– Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

– Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.

– Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

– Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медлительность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:

– проблемы, связанные с умственным развитием;

– поведенческие проблемы;

– эмоциональные и личностные проблемы;

– проблемы общения;

– невротические проявления (тики, энурез) и другие.

По мнению Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев школьная неуспеваемость может быть вызвана:

– психологическими особенностями ученика;

– недостатком объёма и качества знаний;

– недостаточно сформированной учебной деятельностью;

– отношениями с окружающими;

– деформацией мотивов учения.

Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быт различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины.

По исследованиям Калмыковой З.И. на успешное усвоение программного материала по основным предметам, в том числе и по математике, оказывают влияние:

– наличие фонда действенных знаний;

– уровень сформированности положительных качеств ума, т.е. обучаемость;

– личностные параметры учебной деятельности, главным образом – мотивы.

Недостаток в развитии одного из компонентов влечёт за собой отставание по какому-либо предмету.

В зависимости от того, какой из них выступает в качестве первопричины неуспеваемости, Калмыковой выделяются два типа отставания:

1-й тип включает в себя школьников, педагогически запущенных,

2-й тип – учащиеся с пониженной обучаемостью.

В работе «Учебная деятельность младших школьников: диагностика и коррекция неблагополучий» Гильбух Ю.З. предлагает типологию специфического отставания. В основу её положены поведенческие признаки. Типология включает три типа: два исходных и один смешанный.

Тип 1 – учащиеся с низкой интенсивностью учебной деятельности.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Понятия критического мышления
Прежде чем перейти к рассмотрению этапов формирования критического мышления, рассмотрим несколько трактовок этого термина, которые даёт Ульям Джеймс. Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность по ...

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Разделы