Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Особенности адаптации младших школьников к школьной среде

Страница 8

Тип 2 – дети с низкой эффективностью учебной деятельности.

Тип 3 – учащиеся с сочетаниями признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.

Наличие типов отставания и многообразных причин позволяет сделать вывод о необходимости индивидуальной работы с учащимися неуспевающими с предварительным установлением причин неуспешности.

Так Матвеева приводит интересные факты:

– 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем (несправедливость учителей – 29%; неумение найти подход к ребёнку – 48%; низкая квалификация – 23%);

– педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей (пассивность и невнимание к детям – 31%, нежелание или неумение помочь ребёнку – 18%).

Проведённые нами исследования также выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.

Анкетирование 35 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

– здоровье (60%);

– семейные проблемы (32%);

– низкую самооценку учащихся (16%);

– тревожность (18%);

– педагогическую запущенность детей (24%);

– сложность программы (16,5%).

Родители (опрошено 52 человека) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:

– неинтересное преподавание предмета – 36%,

– лень ребёнка – 32%,

– недостаток внимания детей – 28%,

– отсутствие индивидуального подхода – 24%,

– большие учебные нагрузки – 24%.

А психологи считают, что неуспеваемость – это следствие:

– амбиций родителей,

– незрелость психических функций детей,

– недостаточный учёт индивидуальных особенностей учащихся,

– проблемами здоровья детей.

Приведённые выше цифры показали: чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей. Необходимо, чтобы при любой проблеме учитывалось мнение детей.

Многие учителя и психологи считают, что диагностика причин неуспеваемости – необязательный элемент в работе с детьми, что главный критерий выявления проблемы – неудовлетворённая оценка по тому или другому предмету. Однако В.Н. Дружинин отмечает, что прогнозирование успеваемости необходимо, приводя данные о связи между успешностью обучения и уровнем интеллекта, а В.М. Астапов отмечает, что одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний, так как отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью – грубая и опасная теоретическая и практическая ошибка.

В некоторых ситуациях процесс диагностики школьной неуспеваемости просто необходим, что приносит пользу самим детям, поскольку даёт возможность своевременно обнаружить особенности развития ребёнка наиболее эффективно оказать ему помощь.

Известные учёные А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина доказывают, что поскольку в настоящее время число неуспевающих учеников растёт, то психолог должен оптимально использовать диагностические методики, чтобы помочь большему числу детей. Но в то же время они отмечают, что многообразие существующих методик затрудняет работу психолога по выбору диагностических и коррекционных техник. Поэтому они предполагают использовать психодиагностические таблицы, в которых представлены феноменология трудностей, их возможные психологические причины, конкретные психодиагностические методики для каждого случая и рекомендации по видам коррекционной работы (включая описание упражнений).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другие статьи:

Педагогическое творчество учителя в школе
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к ...

Мелетий Смотрицкий
Мелетий Смотрицкий – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за г ...

Разделы