Тип 2 – дети с низкой эффективностью учебной деятельности.
Тип 3 – учащиеся с сочетаниями признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.
Наличие типов отставания и многообразных причин позволяет сделать вывод о необходимости индивидуальной работы с учащимися неуспевающими с предварительным установлением причин неуспешности.
Так Матвеева приводит интересные факты:
– 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем (несправедливость учителей – 29%; неумение найти подход к ребёнку – 48%; низкая квалификация – 23%);
– педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми с неверными установками их родителей (пассивность и невнимание к детям – 31%, нежелание или неумение помочь ребёнку – 18%).
Проведённые нами исследования также выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.
Анкетирование 35 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
– здоровье (60%);
– семейные проблемы (32%);
– низкую самооценку учащихся (16%);
– тревожность (18%);
– педагогическую запущенность детей (24%);
– сложность программы (16,5%).
Родители (опрошено 52 человека) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
– неинтересное преподавание предмета – 36%,
– лень ребёнка – 32%,
– недостаток внимания детей – 28%,
– отсутствие индивидуального подхода – 24%,
– большие учебные нагрузки – 24%.
А психологи считают, что неуспеваемость – это следствие:
– амбиций родителей,
– незрелость психических функций детей,
– недостаточный учёт индивидуальных особенностей учащихся,
– проблемами здоровья детей.
Приведённые выше цифры показали: чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей. Необходимо, чтобы при любой проблеме учитывалось мнение детей.
Многие учителя и психологи считают, что диагностика причин неуспеваемости – необязательный элемент в работе с детьми, что главный критерий выявления проблемы – неудовлетворённая оценка по тому или другому предмету. Однако В.Н. Дружинин отмечает, что прогнозирование успеваемости необходимо, приводя данные о связи между успешностью обучения и уровнем интеллекта, а В.М. Астапов отмечает, что одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний, так как отождествление неуспеваемости с умственной отсталостью – грубая и опасная теоретическая и практическая ошибка.
В некоторых ситуациях процесс диагностики школьной неуспеваемости просто необходим, что приносит пользу самим детям, поскольку даёт возможность своевременно обнаружить особенности развития ребёнка наиболее эффективно оказать ему помощь.
Известные учёные А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина доказывают, что поскольку в настоящее время число неуспевающих учеников растёт, то психолог должен оптимально использовать диагностические методики, чтобы помочь большему числу детей. Но в то же время они отмечают, что многообразие существующих методик затрудняет работу психолога по выбору диагностических и коррекционных техник. Поэтому они предполагают использовать психодиагностические таблицы, в которых представлены феноменология трудностей, их возможные психологические причины, конкретные психодиагностические методики для каждого случая и рекомендации по видам коррекционной работы (включая описание упражнений).
Другие статьи:
Педагогическое творчество учителя в школе
Личность педагога и его творческий потенциал выступают в качестве ведущего фактора интеграции языкового и образовательного пространства, а также реализации стратегической линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к ...
Мелетий Смотрицкий
Мелетий Смотрицкий – выдающийся славянский ученый-филолог, общественный деятель, публицист, педагог. После окончания школы и Виленской иезуитской академии слушал лекции в ряде университетов Германии, получил степень доктора медицины. После возвращения из-за г ...