Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного и воспитательного процесса в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение ранее изученных учащимися знаний, умений и навыков, ибо школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.
Введение в учебный план средней школы преподавания такого предмета, как «Информатика и ИКТ», во многом позволяет решить задачу систематизации знаний учащихся, поскольку по своей сути предполагает активное осуществление интеграции знаний на основе широкого использования материалов литературы, математики, изобразительного искусства, русского языка и других предметов школьного курса.
Исследования показывают, что к началу изучения предмета «Информатика и ИКТ» у старшеклассников в знаниях общеобразовательных дисциплин обнаруживается диспропорция как в количественном, так и в качественном отношении. Как показала практика, одной из причин такого положения дел является недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
Систематизация знаний школьников является проблемой, требующей согласованного исследования специалистов смежных областей знаний на основе выработки общего методического подхода.
Анализ литературы по проблеме интегрированного обучения и методике проведения интегрированных занятий показал, что в современной отечественной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению М. И. Фролова, именно интегрированное обучение является образованием будущего. Он считает, что современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учиться применять полученные знания на практике.
Интегрированные занятия являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного занятия – дать учащимся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные свойства интегрированного занятия – синтетичность, универсальность. Оно позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить учащегося в познавательный процесс.
Интегрированное занятие имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению новых фактов, деталей, тем самым обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Одним из предметов школьного образования, позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей, является «Информатика и ИКТ».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи – Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе и отечественные – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и др.
В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественнонаучных, обществоведческих, технических дисциплин. Однако проблема изучения технических дисциплин на интегративной основе, где базовым являются технические категории, недостаточно исследована. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема формирования информационно-коммуникационных знаний и развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.
При разработке и научном обосновании путей решения поставленной проблемы, конечно же, учитывалось то, что уже сделано в области осуществления межпредметных связей в современной школе, и проанализирован передовой опыт российской педагогической практики в области проведения интегрированных уроков.
Несмотря на то что по вопросам интегрирования знаний выполнен ряд исследований и предложена методика проведения уроков, обеспечивающих взаимодействие различных учебных дисциплин, в этой области остается еще немало нерешенных проблем. Одной из них является проблема взаимосвязи и взаимодействия дисциплин на базе дисциплины «Информатика и ИКТ», так как не всегда предоставляется возможность проводить интегрированные уроки в урочное время в связи с занятостью преподавателя информатики и кабинета информатики. Данная сторона проблемы недостаточно освещена в научной литературе.
Другие статьи:
Связь педагогики с другими науками
Педагогика является развитой самостоятельной наукой, имеет ограниченную область исследования. Она не может существовать без связи с другими науками. Так как объектом воспитательной деятельность является человек, педагогика тесно связана с науками, которые изу ...
Результаты применения экспериментальной методики использования элементов
географического прогнозирования
В процессе проведения обучающего эксперимента проводились контрольные срезы в контрольных и экспериментальных классах с целью выявления эффективности предложенной методики. Для получения более полного представления об уровне соответствующих знаний учащихся пр ...