Коммуникативная культура преподавателя: сущность, структура, функции

Педагогика » Коммуникативная культура преподавателя » Коммуникативная культура преподавателя: сущность, структура, функции

Страница 6

Эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

В тесной связи с эмпатией рассматривают педагогический такт.

Педагогический такт – есть чувство разумной меры на основе соотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбор и осуществление такой меры педагогического воздействия, которая основана на отношении к личности учащегося как главной ценности; это тонкая грань между отдельными воздействиями, это естественность, простота, обращения без фамильярности, искренность без фальши, доверие без попустительства, просьба без упрашивания, рекомендации и советы без навязчивости, воздействия в форме предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности, серьезность без натянутости, юмор без насмешки, требовательность без придирки, настойчивость без упрямства, деловой тон без сухости. Педагогический такт есть одна из форм реализации педагогической этики.

Важнейший качество коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Толерантность связана с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Толерантность может быть отнесена и к форме поведения как на производстве, так и в быту. Везде она, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.

Ю.В. Ушачевой предложена система критериев оценки уровня сформированности коммуникативной культуры преподавателя, представленные на рисунке 1.3. Сочетание четырех критериев и соответствующих им показателей образуют уровни сформированности коммуникативной культуры: репродуктивно-стихийный, пассивный, продуктивный, творческий.

Также заслуживает внимания исследования коммуникативной культуры социального педагога в работах В.П. Сморчковой. Ученый определяет в структуре коммуникативной культуры следующие подсистемы:

этико-аксиологическая (проявляется в этико-коммуникативных ценностях и коммуникативных отношениях);

процессуально-деятельностная (включает коммуникативные стратегии и коммуникативные технологии);

информационно-семиотическая (представлена социальным интеллектом и семиотической компетентностью).

В.П.Сморчкова отмечает следующие стороны проявления коммуникативной культуры:

· как интегральные профессионально-личностные качества социального педагога;

· как основной профессиональный инструмент социально-педагогической деятельности;

· как способ постижения коммуникативных смыслов социальной реальности и ее субъектов.

В таблице 1 отражена предложенная В.П.Сморчковой система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры:

Таблица 1 – Система критериально-показательных признаков коммуникативной культуры социального педагога

Критерии сформированности коммуникативной культуры

Показатели сформированности коммуникативной культуры

профессионально-личностные коммуникативные качества

осознанность, направленность коммуникативно-этических ценностей и отношение к ним;

успешность их реализации в социально-педагогической деятельности;

стремление к профессионально-коммуникативному совершенствованию

прогностически-технологические умения коммуникативного взаимодействия

осознание и направленность коммуникативных стратегий;

умение моделировать и прогнозировать коммуникативную встречу с субъектами социально-педагогической деятельности;

владение коммуникативными технологиями и техниками; способность выбирать оптимальную коммуникативную технологию для достижения педагогически значимого результата

семиотический потенциал

наличие системных междисциплинарных, общепрофессиональных и коммуникативных знаний;

степень развития социального интеллекта;

владение операциональными умениями смысловосприятия, смыслопонимания, смыслообразования и смыслопередачи

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Влияние уровня двигательных навыков в основных видах движений на уровне техники спортивных игр
Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к на ...

Наблюдение как основной вид фронтального обследования
Организация наблюдения Практика деятельности сотрудников специального образования показала, что наиболее адекватным задачам группового обследования в данной ситуации является метод структурированного наблюдения. В классификации диагностических методов наблюде ...

Разделы