Современные тенденции информационно-коммуникативной трансформации общества, система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.
Основным противоречием в развитии мировых коммуникативных процессов является признаваемое научным сообществом опасное для человечества расхождение между достижениями материальной культуры – «достижениями цивилизации» и духовной культуры. Поэтому внимание к внутренней сущности, проблеме качества коммуникации, определяемого по гуманистическим критериям, а также общественной и индивидуально-личностной коммуникативной культуре, имеющей гуманистический вектор развития, является актуальным для современного общества.
Парадигмальные изменения в образовании также имеют ярко выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания.
В этих условиях возрастает роль коммуникативной культуры личности как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром.
Все это позволяет говорить о коммуникативной специфике педагогической деятельности, в которой решение профессиональных целей и задач полностью находится в плоскости коммуникации и реализуется через коммуникативное взаимодействие, и потому в ней предельно значимы вопросы общения, взаимопонимания, сотрудничества, диалога. Соответственно, возрастает уровень требований к коммуникативной культуре как основному фактору, позволяющему преподавателю выйти на высокий профессиональный уровень.
Феномен коммуникативной культуры как предмет научно-педагогических исследований изучается сравнительно недавно — в 70 — 80-е гг. XX в. Анализ научной литературы позволяет выделить несколько аспектов в изучении коммуникативной культуры преподавателя: определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога, исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми, исследования по проблеме педагогической этики и такта. Широкое распространение получили исследования, посвященные определению структуры, функций коммуникативной культуры педагогов различного звена – от приобретающих профессию до повышающих свою квалификацию и профессионально совершенствующихся. Также повышенный интерес со стороны исследователей наблюдается к методам и условиям развития и совершенствования коммуникативной культуры вышеперечисленных категорий представителей педагогического труда. Однако общей тенденцией всех исследований является рассмотрение какой-либо определенного компонента коммуникативной культуры личности педагога и его развитие, таких как, рефлексивность, педагогический такт. Та же тенденция наблюдается в исследовании путей и способов совершенствования коммуникативной культуры личности педагогов. В связи с этим возникает необходимость в обобщении и систематизации научных исследований для определения дальнейших путей изучения данной проблемы и последующего их практического применения в процессе совершенствования коммуникативной культуры педагогов, что обусловило выбор темы курсовой работы, ее структуру и содержание.
Целью курсовой работы является обобщить результаты научных исследований по проблеме коммуникативной культуры преподавателя. Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя. Предмет исследования: совершенствование коммуникативной культуры преподавателя.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры преподавателя, критерии и уровни ее сформированности;
2. Исследовать состояние проблемы совершенствования коммуникативной культуры преподавателя.
Для реализации поставленной цели и задач курсовой работы были использованы следующие методы:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обобщен материал по проблеме совершенствования коммуникативной культуры преподавателя; в теоретическом плане содержательно представлены сущность, структура коммуникативной культуры преподавателя.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что обобщенный материал по проблеме совершенствования коммуникативной культуры преподавателя может быть рекомендован курсантам и слушателям для самостоятельного изучения.
Другие статьи:
Принципы деятельности специального психолога
Попробуем определить основные принципы, подходы к организации деятельности специального психолога. На наш взгляд, к ним следует отнести: 1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. 2. Принцип единства методологии, диагностической и ко ...
Сущностные аспекты эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль ...