Поведенческие различия стилей педагогического общения

Страница 5

Попустительский стиль руководства предполагает преобладание доверия над требовательностью. Можно наблюдать пониженную мобилизацию, в речи упор делается на «просить», «объяснять», «узнавать», «предупреждать», «ободрять». Однако из-за пониженной мобилизации все действия будут выглядеть вялыми, малоэффективными, правда, не наносящими психического травматизма в отличие от авторитарного стиля поведения.

Попустительский стиль снисходительно слаб. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей – нормальное поведение просто не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей. Попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.

По Г.М.Андреевой, в силе можно выделить 2 стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы и способы). Ниже приводится полная характеристика содержательной и формальной сторон трех стилей.

Таблица №1

Характеристика содержательной и формальной сторон педагогических стилей.

Стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

Авторитарный

стиль

Деловые, краткие распоряжения.

Запреты без снисхождения, с угрозой.

Четкий язык, неприветливый тон.

Похвала и порицание субъективны.

Эмоции не принимаются в расчет.

Позиция лидера - вне группы.

Дела в группе планируются заранее

( во всем их объеме).

Определяются лишь непосредственные

цели, дальние – неизвестны.

Мнение учителя – решающее.

Демократический

стиль

Инструкция в форме предложений.

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание – с советами.

Распоряжения и запреты с дискуссиями.

Позиция лидера – внутри группы.

Мероприятия планируются не заранее, а

в группе.

За реализацию предложений отвечают все.

Все разделы работы не только предлагаются,

но и обсуждаются.

Попустительский

стиль

Тон – конвенциональный.

Отсутствие похвалы, порицаний.

Никакого сотрудничества.

Позиция лидера – незаметно в стороне от группы.

Дела в группе идут сами собой.

Лидер не дает указаний.

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Из содержания таблицы мы можем видеть характерный для представителя каждого стиля способ поведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Судороги вне пределов речевого аппарата
Среди многочисленных проявлений заикания можно наблюдать интересную форму болезни, характеризующуюся двумя существенными признаками: повторением целых слогов и кажущимся отсутствием судорожности. Здесь не замечается ни лицевых, ни язычных судорог, ни судорожн ...

Проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе с точки зрения отечественных и зарубежных ученых
Построение идеальной модели личности выпускника начальной школы требует предварительного определения понятия «психологическая готовность к обучению в основной школе». Вне деятельности невозможно говорить о психологической готовности к ней. Специфика учебной д ...

Разделы