Освоение его красоты по сравнению с другими уголками, накопление знаний и впечатлений позволяют подросткам сделать обобщенный вывод о характере, особенностях флоры и фауны нашего края. Переживание любви к родной природе неотделимо от умения видеть, находить красоту в явлениях природы. Эти умения помогают подросткам выбирать объекты для последующей изобразительной и прикладной деятельности. Чтобы заинтересовать подростков в изображении птиц родного края, педагогу необходимо обратить внимание школьников именно на этих представителей фауны нашего края. Во время экскурсий школьники наблюдают картины природы, суету птиц, их повседневную жизнь, запоминают их зрительный образ. Не только характер слов учителя, образность, острота и убедительность выбранного им сравнения, эпитета, но и передача им своего определенного эмоционального состояния находит отклик в творческой деятельности школьников.
Анализ работ, проводимый всем классом, должен быть направлен на выявление различных изобразительных возможностей при передаче образов птиц. Каждый подросток передает это в силу своих возможностей, но анализ замыслов, разнообразие композиций, форм и цветовых решений в наиболее удачных работах помогает богаче воспринимать образы птиц родного края. Так развиваются навыки творческой деятельности, увеличивается багаж «насмотренности», обогащается индивидуальный словарь искусствоведческих терминов и понятий. Все это помогает подросткам при восприятии произведений, созданных мастерами изобразительного искусства.
У подростков часто возникает вопрос: «Ведь есть сама природа, с ее красотой, можно ею любоваться, сколько возможно. Зачем же изображать природу в искусстве, зачем смотреть на произведения И. Шишкины, И. Левитана и других художников?» Нужен тактичный ответ на этот вопрос. Общение только с природой, как показывают исследования, недостаточно эффективно для развития эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого школьника опыт общения с природой, накопленный человечеством, отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.
Большую роль в формировании эколого-эстетического восприятия подростков играют документальные кинофильмы, передачи «В мире животных», фото- и видеопрезентации. Они, как и произведения изобразительного искусства, особенно развивают зрительный аппарат подростков, что благотворно сказывается на их восприятии окружающей природы родного края. На уроки восприятия в средних классах должно отводиться значительное время. Надо учить подростка «читать» структуру всего произведения, включая ее содержательную сторону, композицию, колористическое решение, соотносить все это с настроением и «чувством времени». Это поможет учащемуся при создании собственных образов птиц.
Уроки восприятия образов птиц родного края следует начинать со знакомства с несложными полотнами, изображающими птиц. Это плотна, которые содержат элементы пейзажа. Через прослеживание сюжетной линии ученику проще понять взаимосвязь элементов картины, ее композицию, изобразительно-выразительные средства, использованные художником. Почувствовав состояние природы, подросток легче ощутит и общий настрой картины.
Уроки-обзоры позволяют обобщать ранее накопленные восприятия отдельных картин и образов в общее представление о жанре изображения родной природы, в частности, образов птиц. Такие уроки помогают глубже понимать направленность такого вида искусства. Тема дружбы человека и животного проходит через многие практические задания, творческую деятельность и уроки восприятия. В воспитании эколого-эстетического отношения к живой природе предусматривается развитие у школьников умения соотнести художественные средства, особенности материала с характером трактовки образа птицы. Педагогу следует выделить элементы композиции, которые помогают раскрыть образ той или иной птицы, показать свойства различных материалов – металла, дерева, камня, бумаги, красок, их выразительные возможности в передаче позы, характера, движения, ритма, цветовых характеристик птицы.
Другие статьи:
Конструирование фигур
из бумаги
Результаты психолого-педагогических исследований показывают; эффективное обучение невозможно без активной и сознательной деятельности самих учащихся, С целью ее активизации, формирования и развития у школьников познавательного интереса на уроках математики ис ...
Методы и организация
исследования
Методы исследования В работе мы использовали
следующие методы: 1. изучение и анализ литературных источников, изучение документальных материалов, 2. интервьюирование, 3. методы математической статистики, 4. педагогическое наблюдение, 5. педагогический эксперим ...