В эколого-эстетическом воспитании подростков, в формировании их любви к природе родного края значимы различные факторы: это и общение с живой природой, и собственная изобразительная деятельность, и восприятие произведений пейзажного жанра живописи. Ведь искусство художника – это искусство видеть и чувствовать, оценивать и изображать.
Восприятие живой природы, а именно образов родного края, в том числе образов птиц, имеет благотворное влияние на человека, это достаточно изучено в педагогической практике. В современной школе эстетическое и экологическое восприятие действительности у подростков может весьма успешно осуществляться на уроках изобразительного искусства с помощью художественного создания образов родного края.
Целесообразность и важность обращения педагога к образам птиц родного края в работе с подростками обусловлены целым рядом возрастных особенностей. Это отмечается в исследованиях физиологов, психологов, изучавших проблему восприятия произведений искусства школьниками, а также в публикациях педагогов-практиков и ведущих музеев.
Подросток, в силу возрастных интересов и потребностей, воспринимая различные произведения живописи, выделяет в первую очередь сюжетно-фабульную сторону. В пейзаже, в изображении живой природы в ее естественном состоянии, этого сделать нельзя, поэтому нужно помочь подростку сформировать восприятие образов природы. Как показывают исследования, восприятие художественного пейзажа требует от зрителя проникновения в его образно-эмоциональную структуру, в колористический настрой. При восприятие образов природы родного края подростками, следует помочь подросткам в «прочтении» сюжета, раскрытии эмоциональности и идейно-эстетической сущности.
Особенности мыслительной сферы подростков, развивающийся интерес к аналитико-синтетическим действиям, умения и навыки, приобретаемые в процессе самостоятельной практической деятельности, определяют и методику работы по формированию эколого-эстетического восприятия образов птиц родного края.
Оценки «похожести» все больше обогащаются пониманием искусства как специфической формы отражения и осмысления действительности. Это понимание осуществляется сквозь призму накапливаемого подростком жизненного опыта, собственных оценок, своего «я». Научить подростков воспринимать, чувствовать и понимать произведения искусства, художественные образы родного края можно, лишь анализируя их эмоционально-выразительную сторону, образные средства. Такая основа поможет более полному и глубокому пониманию значимости образов родной природы в средних классах.
Исследования показывают, что переходный возраст является переломным в становлении художественных интересов мальчиков и девочек, в предпочтении жанров живописи. Именно поэтому особую важность приобретает формирование у них эколого-эстетического мировоззрения на основе создания образов природы родного края именно в этом возрасте.
Каждая встреча с природой дает возможность подросткам наблюдать издалека и вблизи жизнь леса, его обитателей – животных, насекомых и птиц, живописность картин природы, разнообразие, симметричность животных и растительных форм, орнаментальность узоров. Учитель должен обращать внимание школьников на гармоничность цветовых сочетаний, свойственных именно флоре и фауне нашего края, помогать найти зримую привлекательность в каждом объекте или явлении действительности. С этого и начинается эколого-эстетическое познание родной природы, ее осмысление. Эти уроки природы помогают не только увидеть крупным планом красоту форм окружающего мира, но и ощутить всю прелесть родного края.
Другие статьи:
Символика и терминология химического языка
Как в химической науке, так и в химическом образовании невозможно общение, обучение и передача химической информации без использования химического языка. Химический язык включает три важных раздела: символику, терминологию и номенклатуру, с помощью которых об ...
Требования, предъявляемые к современному уроку биологии
Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований. Эти методы определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения. В педагогике общие требования к уроку подраздел ...