Мотивация достижений

Страница 2

Штипек (Stipek, 1984) изучал детей — учеников начальных школ и пришел к выводу, что конкуренция в более старших классах поощряет учащихся переключаться с установки на выполнение задания на установку получить результат и больше заботиться о том, чтобы избежать неудачи. По мере того, как дети в начальной школе переходят из класса в класс, качество работы в школе, которого они от себя ожидают, все больше становится подверженным влиянию обратной связи относительно качества их работы в школе, получаемой от учителей (Eshel and Klein, 1981). Слишком резкие замечания учителей и плохие оценки способны быстро превратить учеников, испытывающих сильную потребность в достижении, в учеников, очень стремящихся избежать неудач.

Макклелланд (1965, 1985) предложил метод для повышения мотивации людей стремиться к достижениям. В центре его метода — четыре принципа, первый из которых состоит в том, чтобы принимать умеренный риск. Это означает, что следует избегать как верного успеха, так и верной неудачи. Для осуществления этого принципа учителя должны соблюдать два следующих условия:

• Учащимся надо позволить самим выбирать себе задания (или свой собственный уровень трудности в пределах заданий).

• Последствия неудачи не должны быть суровыми для учащихся.

Когда всем учащимся дают одинаковые задания одного и того же уровня сложности — как часто бывает в школе, — то отдельные учащиеся не смогут научиться выбирать подходящий для них уровень трудности задания. Если неудача вызывает чувство боли или смущения, то у детей всегда будет мотивация выбирать себе самые легкие задания. Учителям нужно создавать учебные ситуации, где присутствует выбор, но в то же время сводить к минимуму последствия этого для самих учеников, чтобы они смогли научиться самостоятельно делать мотивированный выбор степени сложности задания.

Второй принцип состоит в том, что надо брать на себя ответственность за свои результаты. Это означает, что люди не должны приписывать причину неудачи или успеха каким-то силам, находящимся вне их самих. Люди должны видеть в себе причину своих результатов. Для осуществления этого принципа учителям следует соблюдать следующие два условия:

• Чтобы выполнить задание, учащимся надо полагаться на самих себя.

• Последствия неудачи не должны быть слишком суровыми.

Как и предыдущий, этот принцип требует, чтобы учащихся не наказывали сурово за неудачу, чтобы они хотели узнать и принять свою роль в процессе достижения успеха.

Третий принцип заключается в том, чтобы внимательно изучать окружающую обстановку, а четвертый — в том, чтобы использовать обратную связь. Оба этих принципа предполагают получение и использование информации. Один из них нацеливает учащихся на то, чтобы узнать все возможное о своем задании и ресурсах для его выполнения, в том числе и человеческих. А другой говорит им, что нужно обращать особое внимание на результаты их действий, когда требуется решить, что делать дальше. Оба принципа требуют:

• окружения, богатого информацией, в котором ученик может свободно двигаться;

• информации, предоставляемой без угроз:

• возможности выбирать и менять направление;

• чтобы последствия неудачи были не слишком суровыми.

Д. Макклелланд, анализируя условия формирования мотивации достижения, объединил основные формирующие влияния в четыре группы:

1. Формирование синдрома достижения (стремление к успеху выше стремления избегать неудачи).

2. Самоанализ.

3. Формирование стремления и навыков ставить перед собой высокие, но адекватные цели.

4. Межличностная поддержка.

Каждая из этих групп состояла, в свою очередь, из совокупности более конкретных влияний. Так, например, формирование синдрома достижения направлено на изучение и развитие:

а) способов создания проективных рассказов (т.е. рассказов, составленных по картинкам) с ярко выраженной темой достижения. Ученикам разъясняется стандартная система категорий, которые используются в диагностике мотива достижения (ожидание успеха, одобрения, позитивное эмоциональное состояние в процессе деятельности). Их задание заключается в том, чтобы в своих рассказах использовать максимальное число данных категорий: во время такого Помилка! Неприпустимий об'єкт гіперпосилання.

обучения ученики начинают правильно выявлять мотив достижения среди других мотивов, формируют на основании выученных категорий особый язык (категориальный аппарат), с помощью которого анализируют словесную и интеллектуальную продукцию и поведение (как свою, так и других людей);

б) способов поведения, типичных для человека с высокоразвитой мотивацией достижения (выбирают средние по сложности цели и избегают как слишком легких, так и очень сложных целей; предоставляют преимущество ситуациям, которые предусматривают личную ответственность за успехи дела, и избегают ситуаций, при которых цели задаются другими людьми);

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Современные представления о тексте в методике школьного обучения
Содержание текстов является предметом естественных, технических и гуманитарных наук. Гуманитарные дисциплины используют преимущественно тексты описательного или повествовательного характера, которые, как правило, не содержат строго определённых понятий, в то ...

Неурочные формы в процессе обучения музыке
В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр. Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совмес ...

Разделы