Учителями технологии были выделены:
1. Предметно-методологическая компетентность:
знания в области преподаваемого предмета, в межпредметных связях (технология, информатика, биология, химия, физика, история и др.);
владение методиками преподавания предмета.
2. Психолого-педагогическая компетентность:
теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика.
3. Технологическая компетентность:
знание технологии выполнения учебных работ по программе (стандарт) образования;
изучение и освоение новых технологий.
4. Практическая компетентность:
выполнение всех видов учебных работ по программе (стандарт) образования и вне программы.
5. Проектная компетентность:
владение методологией обучения проектной деятельности учащихся. Выполнение проектов
6. Компетентность в сфере медиатехнологий:
владение информационными технологиями методиками и технологиями медиаобразований.
7. Коммуникативная компетентность:
практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик».
8. Исследовательская компетентность:
умение планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
9. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта:
способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах).
Совершенствование и постоянное развитие модели профессиональной компетентности учителя является важной задачей современной педагогической теории и практики. А результатом при таком подходе выступает комплекс или совокупность ключевых компетентностей, отражающих личностно-профессиональное развитие учителя.
1. Аналитическая модель компетентностного подхода, методологические основы которой представлены в данной работе, опирается на системообразующие положения:
а) Ориентация на «мягкое моделирование» — это такой тип моделирования, при котором основное внимание уделяется механизму явления. Сразу отметим, что задача настолько сложна, что четкое выражение причинно — следственных связей между отдельными параметрами системы практически невозможно. Основной посылкой в данной методологии является учет структурно — логических связей, рассматриваемой сложной системы, так это позволяет оценивать динамику поведения этой системы, осуществлять непрерывный контроль за всеми параметрами, проводить анализ и имитировать различные состояния.
б) При решении задачи моделирования компетентностного подхода использован системный метод, предполагающий следующие формальные ограничения:
все элементы системы и все операции в ней должны рассматриваться только как одно целое, только в совокупности, только во взаимосвязи друг с другом;
условие эмерджентности системы предполагает, что система обладает особыми свойствами, которых нет у составляющих ее элементов;
теоретически доказано, что всегда существует функция ценности системы в виде зависимости ее эффективности от условий построения и функционирования (целевая функция);
эффективность системы определяется иерархической архитектурой ее составляющих.
в) Аналитическая модель компетентностного подхода создана на основе методов математического программирования и аппарата линейной алгебры.
2. В настоящее время состояние исследуемой проблемы, несмотря на значительный объем публикаций, можно характеризовать как концептуальный хаос — информационное пространство, заполненное призывами, лозунгами, малопрофессиональными, порой противоречивыми, рекомендациями. В абсолютном большинстве случаев доказательная база научных гипотез строится на цитатах, истинность которых принимается a priori, или на терминах, которые сами являются концептами, требующими исследования.
В современном профессиональном образовании, как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне государственных структур, наметилась тенденция описания профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста, что требует, прежде всего:
адекватного теоретическо-методологического представления терминов и понятий;
тщательного контроля за использованием понятий, поскольку каждый термин может представляться категорией, определяющей феномен данного уровня, и метафорой, перенесенной с другого уровня и не имеющей денотата на данном.
3. Центральными категориями непосредственно компетентностного подхода являются понятия компетенция и компетентность. Анализ научной экономической, психологической и педагогической литературы показал, что единой точки зрения на проблему компетентность/компетенция не выработано — описание содержания этих понятий носит нечеткий характер, значительно различающийся по терминологии, семантической и логической структуре.
Другие статьи:
Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса
«География России»
Во время проведения в 2005-2007 годах констатирующего эксперимента нами была проведена проверка знаний учащимися основ природопользования и охраны окружающей среды. Проверка проводилась в три этапа и охватила более 600 школьников. В задачу первого этапа входи ...
Понятие об интонационной культуре
В настоящее время при широком распространении по телевидению и радио спонтанно звучащего слова значения литературного произношения и правильного интонирования в процессе речевой деятельности менее важно, нежели словарь и грамматика. Звучащая речь является осн ...