Профессиональная компетентность учителя технологии

Страница 2

С точки зрения системного подхода большинство определений не обладает совокупностью признаков достаточности и необходимости, а сама феноменологическая теория компетентностного подхода построена на основе презумпции абсолютной причинности, на принципах организации и инструкции, как альтернатива процессам самоорганизации и конструкции.

Многовариантность содержания термина компетентность мы объясняем тем, что это символьный образ (не аналоговый), принципиально относящийся к области психосемантики, которая отражает в большей мере механизм порождения новой реальности — мир открывается таким, каким видит его субъект, какие методы познания и преобразования он применяет в зависимости от уровня своей компетентности.

При этом критерием адекватности понятия выступает не истинность его определения, а границы того семантического пространства, для которого доказано, что конструируемое определение имеет смысл в исследуемом контексте.

Основным препятствием разработки адекватных моделей профессионального образования мы видим в том, что «российское педагогическое сознание в существенной степени объектоцентрично, т.е. в большинстве используемых концепций основным элементом содержания являются объекты и знание о них. Соответственно и компетенции определяются как способ деятельности в отношении определенных объектов».

4. Модельное представление компетентностного подхода в профессиональном образовании требует максимальной формализации и системности определения категорий компетентность, компетенция и их отображений. В общем случае это системы разной природы, и их отображение друг в друга не являются ни изоморфными, ни гомоморфными — более точно их можно представить многокомпонентными векторами, лежащими в ортогональных плоскостях. Непрерывные отображения топологических пространств систем компетенция и компетентность могут быть получены через отождествление с морфизмами другой структуры — системы управления качеством знаний.

Компетентность рассматривается как внутренняя характеристика субъекта, как мера упорядоченности отношений элементов системы, как мера снятой неопределенности их поведения.

Субъекты, постоянно изменяясь в образовательном пространстве, конструируют определенный набор знаний о предметной области, представления о нормах и правилах, смыслах и ценностях и их соответствие определенному уровню.

Компетенция — это некоторая формальная системная характеристика, отражающая нормативную структуру знания, внешняя по отношению к субъекту, по отношению к опыту и умению специалиста, локализованная в конкретной предметной области, и однозначно предполагающая владение методологией и терминологией, присущими определенной области знаний, понимание действующих в этой области системных взаимосвязей и способность определить их аксиоматические пределы.

И тогда:

компетентность — это приобретаемое в результате осуществления управляемого процесса (менеджмент качества) новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, с приоритетом применения полученных знаний и умений на практике;

если компетентность мы связываем с категорией качества, то в практике управления его обеспечения необходимо сформулировать и систематизировать нормативные признаки этих характеристик — это компетенция.

5. В конкретной предметной области компетентность и компетенция не являются обособленными концептами — они связаны между собой динамической категорией, определяемой как качество подготовки и реализуемой как процесс.

Специалистами в области качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Понятие качество образования относится и к результату и к процессу, поскольку при формировании профессионального уровня образование различается как вид деятельности и результат — индивидуальное воспроизведение социокультурного опыта.

В описываемой аналитической модели система управления качеством подготовки рассматривается как ресурсный (балансовый) фактор, ограничивающий возможность деятельности субъекта в определенных границах, и состоит из трех составляющих:

Реализация алгоритма усвоения знаний. Речь идет об эффективности различных эпистемологических моделей взаимоотношения знания и действительности при решении задачи достижения необходимого уровня профессионального образования.

Менеджмент знаний. Менеджмент знаний направлен на исследование существующих и создание новых знаний. Его задача — превращение знаний, умений, опыта, навыков в технологию управления качеством подготовки специалиста.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Организация работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Целью формирующего эксперимента стало проведение целенаправленной работы по обогащению воспитателями содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать систему работы, способствующую совершенств ...

Влияние уровня двигательных навыков в основных видах движений на уровне техники спортивных игр
Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к на ...

Разделы