Цель
констатирующего этапа:
1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы;
2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.
Были определены следующие задачи
:
1. Определить и проанализировать тематическое содержание, способы организации сюжетно-ролевых игр у детей;
2. Установить имеющиеся затруднения воспитателей по проблеме обогащения сюжетно-ролевых игр;
3. Выявить отношение родителей к проблеме игры.
Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: анкетирование, индивидуальные беседы, наблюдение, анализ документации.
Работа по сбору информации осуществлялась по этапам.
На первом этапе было проведено наблюдение и анализ игровой деятельности детей, беседа с детьми.
Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей проводилось в течение одного месяца.
Было выявлено:
Тематика сюжетно-ролевых игр девочек: «Семья», «Магазин», «Больница»; мальчиков: «Гараж-мастерская», «Война». Смешанная тематика отсутствует, девочки и мальчики не организовывали общих сюжетных игр. Содержание игр на одну и ту же тематику за время наблюдений не претерпело значительных изменений, не зафиксировано ни одной новой сюжетной линии. Другими словами, обнаружено «зацикливание» детей на одном и том же содержании игры, что снижает ее воспитательный потенциал. Дети не разыгрывали новых тем. В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование).
Было записано 8 игр. Протокол наблюдения за одной из игр приведен в Приложении 1.
Была проведена беседа с детьми с целью выявления отношения детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры и партнера по игре.(Приложение 2 )
Анализ ответов на вопрос, « В какие игры ты любишь играть в детском саду?» представлен на рисунке 1.
|
|
Рис.1 Любимые сюжеты игр воспитанников в детском саду
На второй вопрос беседы « В какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %).
Другие статьи:
Ведущие мотивы общения
Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. В реальной жизненной практике ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. Но в разные периоды ...
Язеп Руцкий
Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), ид ...