Понятие проблемной коммуникативной задачи

Страница 2

3) совместный высокопродуктивный. "Поисковая мыслительная деятельность учащегося осуществляется в спонтанном деловом сотрудничестве с партнером" . В этой ситуации характерны пробы и ошибки, а общение учеников является разноплановым.

4) совместный максимально продуктивный. Коллективная познавательная деятельность, направленная на поиск, в которой ход решения проблемной задачи "отличается организованностью и последовательностью в преодолении возникающих трудностей (их вносит обычно учитель), наличием содержательного сотрудничества между участниками совместной работы".

Понятие "проблемная задача" тесно связано с понятием "проблемная ситуация", их соотношение не четко определено. Некоторые исследователи (Лернер И.Я) полагают, что необходимо строго разграничивать эти два понятия, поскольку не любая проблемная ситуация переходит в задачу. В процессе возникновения перед человеком проблемы "он переводит её в проблемную задачу, т.е. в фонде знаний находит некоторые исходные параметры для решения. При неудаче ищет иные исходные параметры". Некоторые исследователи считают проблемную ситуацию разновидностью проблемной задачи, приводящей к активной познавательной деятельности учащихся.

Наиболее точным представляется мнение В.Т. Кудрявцева, который считает проблемная ситуация рождается в сознании обучаемых проблемной задачей, при которой человек наталкивается на затруднение, и в связи с этим возникает потребность найти пути его преодоления. В отличие от проблемной задачи в проблемной ситуации учащийся "является субъектом". Таким образом, проблемная ситуация является логическим продолжением проблемной задачи, конкретизирует её и может отождествляться с её решением.

Для проблемной ситуации характерно наличие преграды при достижении цели, "которой является решение проблемной задачи или нахождение выхода из психологической проблемной ситуации"; присутствие выбора варианта решения проблемной задачи; противостояние мнений; отсутствие полных исходных данных.

В процессе реального обучения используются различные по форме и направленности проблемные задачи такие, как практические, игровые, коммуникативные и др.

Обучение иностранному языку строится на принципе коммуникативности, согласно которому процесс обучения, где это целесообразно и возможно, строится…соответственно процессу общения, т.е. как его модель". Поэтому наиболее актуальным представляется в рамках данной работы рассмотреть понятие проблемной коммуникативной задачи.

Основным видом деятельности на уроках иностранного языка на современном этапе является коммуникация, которая, как и любой другой вид деятельности, представляет собой целенаправленный процесс. Цель говорения уточняется коммуникативной задачей, обусловленной ситуацией, например, выразить, доказать, опровергнуть мнение, рассказать о предмете, событии и т.п., спросить и т.д. "За каждой из коммуникативных задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель говорения как деятельности".

В структуре традиционной коммуникативной задачи можно выделить следующие компоненты (по Р.К. Миньяр-Белоручеву, Б.И. Турчиной):

1) цель, на что направлено говорение в данной ситуации;

2) предмет действия, "которым следует манипулировать";

3) определённый способ действия.

Например, в процессе формирования фонетического навыка это является целью деятельности, предметом могут быть лексические единицы, новые фонетические явления, способом действия – повторение. В случае если один из приведённых компонентов отсутствует, то задача становится проблемной. Например, в этом же случае произнесение слов с долгим или кратким звуком, для этого необходимо знать тип слога.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Состояние готовности к школе у разных учеников
Среди социальных причин особое место занимает готовность ребёнка к обучению в школе. Поступление ребёнка в школу резко изменяет всю его жизнь. Ребёнок к началу обучения в школе должен не только быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но и достич ...

Метод массового руководства чтением и его формы
Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболе ...

Разделы