Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания

Педагогика » Фольклорные праздники как средство приобщения младших школьников к народной культуре » Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания

Страница 1

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока математики
Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особе ...

Методологические основы гуманизации педагогического процесса
В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущ ...

Разделы