Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?
Для анализа были выделены следующие моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа.
Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:
Высокий уровень – полное и четкое представление.
Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.
Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.
Целью методики №3 «Моделирование жизненных ситуаций» было определение умения применять знание о моральных нормах в реальных жизненных ситуациях.
Было разыграно несколько ситуаций, которые бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять знания моральных норм в реальной жизни.
Ситуация №1. «На прогулке».
Участки для малышей и старших детей расположены рядом. Мяч малыша покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.
Ситуация №2. «Помощники».
Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и разливается.
Ситуация №3. «Скорая помощь».
Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы неубраны. Что делать?
Нас интересовало, как дети поведут себя в этих ситуациях.
Анализ результатов эксперимента. Как указывалось выше, в обследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: группа №2 – экспериментальная и группа №1 – контрольная. Анализ данных по каждой группе проводился в сравнении.
Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценки ситуаций, изображенных на картинках.
Было установлено, что у детей как группы №1, так и группы №2 недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1.
Таблица 1. Эмоциональная оценка моральных норм
группа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
№1 |
75% |
65% |
70% |
90% |
70% |
75% |
65% |
90% |
80% |
90% |
№2 |
75% |
70% |
75% |
90% |
75% |
80% |
70% |
90% |
85% |
90% |
Мы выявили процентное соотношение правильных ответов и представили это в виде графика №1. Например, рассматривая картинку №2, на которой мама несет сумки, а мальчик ест мороженное, 13 детей из группы №1 оценили ситуацию как «хорошо», что составило 65% от общего количества, а в группе №2 – 70%. Рассматривая картинку №5, на которой девочка рвет книгу, 14 детей из группы №1 оценили ее как «плохо», что составило 70%, а в группе №2 – 75%. Анализ данных позволил составить график №1
Сравнивая это графики, мы пришли к выводу о том, что дети старшего дошкольного возраста с ОНР без предварительного обучения не всегда могут дать правильную оценку поступкам героев.
Методика №2. Первая серия методики состояла из шести вопросов, ответы на которые позволили нам определить уровень сформированности у детей с ОНР таких нравственных представлений, как дружба, доброжелательность, справедливость, правдивость, сочувствие.
Другие статьи:
Номенклатура химического языка
Терминологию и символику дополняет химическая номенклатура. При ее изучении следует раскрыть ее значение в познании, показать виды номенклатурных систем в обучении, раскрыть роль номинальных названий в познании химии, соотношения между номенклатурной терминол ...
Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и
странствий
Мотив Дороги, тема скитаний и странствий продолжают предыдущий блок, но они выделяются, в силу значимости в русской литературе и широкой представленности в произведениях школьной программы, как сквозные темы. По мнению Г. Гачева, «модель русского движения — д ...