Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации:
подготовку к празднику следует осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;
содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;
необходимо тщательно продумывать сочетание на празднике различных видов искусств;
подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;
необходимо уделять внимание максимальной активности участия всех детей в народном празднике;
нельзя выбирать для выступления на празднике только способных и талантливых детей; в программу праздника надо включать подвижные игры, хороводы, танцы, разученные с небольшими подгруппами, выступления взрослых героев;
по длительности и содержанию праздники не должны быть > томительны для детей и перенасыщены;
в день праздника проводить занятия не следует;
после праздника в последующие дни по желанию детей можно повторить песни, хороводы, игры, которые им понравились. Это позволяет закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;
все организационные вопросы по подготовке к проведению праздника обсуждаются заранее;
для подготовки и проведения праздников необходимо четкое перспективное планирование, ежемесячное включение народных праздников в педагогический процесс, что способствует развитию нравственных норм;
большое внимание нужно уделять содержательности сценариев фольклорных праздников, способствующих воспитанию нравственного поведения, дружеских взаимоотношений детей в классе;
тематика и музыкальный репертуар праздника должны усложняться в связи с возрастными особенностями детей;
дети должны принимать посильное участие в подготовке праздников и развлечений. Оно в свою очередь является важным условием воспитания нравственного поведения;
праздник можно проводить в двух близких по возрасту классах;
все фольклорные праздники и развлечения должны доставлять детям радость, создавать веселое настроение;
развивать инициативу и самостоятельность;
праздники должны обогащать жизнь детей радостными переживаниями;
в ходе народного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность детей, их познавательные процессы.
Годовой круг традиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины. Поэтому при включении праздников в воспитательный процесс в начальной школе следует это учитывать.
Результатом изучения программ стали рекомендации по внедрению конкретных фольклорных праздников в начальной школе:
1 и 2 класс |
3 и 4 класс | ||||||||
Программа Д. Кабалевского |
Знакомство с традиционным русским народным творчеством |
Проведение праздников: Осенины, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, Пасха, Троица | |||||||
Программа Е. Критской |
Знакомство с традиционным русским народным творчеством, проведение праздников: Рождество, Встреча весны | ||||||||
Музыкально-литературный материал |
Наглядности |
Виды деятельности |
Самостоятельная работа детей |
Атрибуты | |||||
Осенины |
Загадки, песни, пословицы, стихи об осени, названия месяцев, игры. |
Репродукции картин осени разных авторов. |
Исполнение песен, музыкально-ритмических движений, хороводных и плясовых движений, восприятие музыки, чтение стихов, игры. |
Найти и разучить стихи и загадки об осени. |
Приготовление осенних салатов. | ||||
Рождество |
Стихи, песни к Рождеству, колядки. |
Рождественская звезда, вертеп, легенда об Иисусе |
Разучить колядки, сделать рождественскую звезду, маски и костюмы для колядования. |
Рождественская звезда. | |||||
Масленица |
Песни, загадки, частушки о Масленице, игры. |
Репродукция картины Кустодиева «Масленица». |
Сочинить частушку о Масленице, разучить масленичные игры и песни. |
Чучело Масленицы, блины, костер. | |||||
Пасха |
Песни, стихи к Пасхе. |
Репродукции картин к Пасхе. |
Нарисовать рисунок пасхального яйца. |
Кулич, пасха, крашеные яйца. | |||||
Троица |
Троицкие игры и песни. |
Репродукция картины Рублева «Троица». |
Сплести венок. |
Березка. | |||||
Другие статьи:
Методические рекомендации по развитию музыкального слуха
домриста на начальном этапе обучения
Как уже упоминалось ранее, музыкальный слух нужно развивать до того как ребенка приводят в музыкальную школу. Необходимо прививать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус ребенка. Этому способствует слушание хорошей музыки, посещение театров и конц ...
Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей
Целью констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи эксперимента: 1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в ...